Горячая линия бесплатной юридической помощи:
Москва и область:
Москва И МО:
+7 (499) 653-60-72 (бесплатно)
Санкт-Петербург и область:
СПб и Лен.область:
+7 (812) 426-14-07 (бесплатно)
Регионы (вся Россия):
8 (800) 500-27-29 (бесплатно)

Использование жилого помещения под офис

Способы использования

Статья 16 Жилищного кодекса Российской Федерации относит к жилым помещениям жилые дома, квартиры, их обособленные части, а также комнаты. Использование жилых помещений в качестве офиса не противоречит действующему законодательству. Прямой запрет установлен только для размещения в них промышленных производств и гостиниц.

Как уже было отмечено, использование квартиры для офисных нужд связано с рядом существенных ограничений. В первую очередь они связаны с лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность с созданием или без создания юридического лица. Так, «офисом» индивидуального предпринимателя по умолчанию является помещение, в котором он зарегистрирован по месту проживания.

https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru

Для создания офиса в другой квартире ему следует заключить договор аренды, фактически проживать в ней, при необходимости получив там временную регистрацию, и получить согласие арендатора на организацию в квартире рабочих мест для своих сотрудников, если они не являются его близкими родственниками.

Если жилое помещение находится в долевой собственности, или законно используется другими лицами, то придется получать согласие всех совершеннолетних лиц указанных категорий.

Учредители и руководитель организации могут беспрепятственно определить местом её нахождения домашний адрес одного из них. На создание офисов в других жилых помещениях распространяются такие же правила, как и для ИП.

Почему жители многоквартирных домов против организации офисов в квартирах?

Причинами для недовольства жильцов при появлении офиса в их доме чаще всего являются:

  1. Постоянный шум (как с лестницы, так и из квартиры-«офиса»), нередко превышающий дневную норму в 40 дБ.
  2. Незнакомые люди, которые непрерывным потоком посещают офис через их подъезд. 
  3. Грязь и мусор, которые появляются к концу каждого дня на лестнице.
  4. Запах табака на лестничных площадках.
  5. Установка камер слежения по всему подъезду (для охраны офиса).
  6. Лифт, который всегда «занят».
  7. Случайные, «ошибочные» звонки в дверь.
  8. Раскодированный домофон. 
  9. Отсутствие свободных мест на собственной парковке возле дома (все свободные места заняты автомобилями клиентов офиса), «перебор» посторонних автомобилей перед домом, загазованность воздуха под окнами и пр.
  10. Риски для целостности самого здания при незаконной перепланировке квартиры под офис или при прорубании отдельного входа через стену/окно.

Имеет ли право собственник жилья сделать офис на своей площади или сдать свою квартиру под офис в жилом доме? Имеет. Но при условиях, определенных ЖК РФ.

  1. Проживать в квартире (ст.17 ЖК РФ) имеет право непосредственно собственник площади, его друзья или близкие, арендатор. 
  2. Работать в квартире, не переводя ее в нежилой фонд, разрешено при тех видах профессиональной или предпринимательской деятельности, которые не ущемляют законные интересы и права других граждан (в данном случае соседей), и не нарушают требований, что законом предъявляются к жилым помещениям. А также при условии, что человек, который пользуется квартирой, имеет на это право и может подтвердить его соответствующими документами (договор аренды, документ о праве собственности или дарении, и пр.), и его деятельность является законной. На заметку: письменное согласие членов семьи собственника также одно из условий.
  3. Адрес жилой квартиры может быть использован в качестве юридического адреса фирмы.
Еще по теме  Как правильно выселить непрописанного человека из квартиры

Обобщая: гражданин может сделать офис из своей квартиры, если у него (или у арендатора) есть право в ней находиться, если «кипучая деятельность» офиса не мешает соседям, не нарушает закона и прав людей. То есть, закон будет на стороне фрилансеров, репетиторов, бухгалтеров и людей творческих профессий.

Не является законной деятельность в жилой квартире, предполагающая какое-либо производство, ясли, мини-гостиницы, прачечные, магазины, салоны красоты и пр. В этих случаях следует переоформлять недвижимость в разряд коммерческой, если это разрешено законом.

Запрещено законом и сдавать квартиру под офис юридическому лицу. Для начала придется сменить ее статус с жилого на нежилой. И это не так-то легко сделать, как кажется на первый взгляд.

  1. Члены семьи собственника против.
  2. Помещение не имеет отдельного входа (то есть, выход из офиса – прямо в подъезд), а также отсутствует возможность для создания такого входа. 
  3. Часть помещения остается жилой.
  4. Квартира обременена правом 3-х лиц, сдана в аренду, является банковским залогом и пр.  
  5. Помещения под «офисом» являются жилыми. 
  6. Помещение не отвечает требованиям закона. 
  7. Нет письменного согласия 2/3 всех соседей.
  8. Нет письменного одобрения муниципальных депутатов. 
  9. Нет письменного согласия жильцов на использование имущества, которым имеют право распоряжаться все жильцы дома.

То есть, недовольные соседи могут избавиться от незаконного офиса в своем доме, если появление офиса противоречит вышеописанным требованиям. 

На заметку: участок, на котором располагается дом (ст.36 ЖК РФ), все несущие конструкции, придомовая территория, лестницы, подвальные/цокольные этажи, технические и мансардные, и пр. – это общее имущество дома, которым имеют право распоряжаться все жильцы.

То есть, жильцы являются собственниками общего имущества дома со всеми вытекающими последствиями, и чтобы использовать что-либо «общее» в личных целях, нужно спросить разрешения у всех остальных. 

Львиная доля всех договоров аренды под офисы не отвечает действующему законодательству. И многие жители таких домов вынуждены терпеть неудобства, не зная, куда пожаловаться, и даже не зная, что их права нарушены.

  1. Государственная жилищная инспекция.
  2. Комитет Жилищно-Коммунального Хозяйства.
  3. Ведомство управления архитектуры и градостроительства (если, например, имеет место незаконно прорубленный вход в помещение или перепланировка жилого помещения под офис без разрешения соответствующих органов). 
  4. Прокуратура и Администрация города.
  5. Управляющая компания.
  6. Налоговая инспекция.

Как мы выяснили, в большинстве случаев, использование квартиры под офис не является законным.

Если помещение жилое, то и использоваться оно должно по назначению. Если появилось новое назначение – следует поменять статус помещения на «нежилое».

Что грозит организатору незаконного офиса в жилом доме?

  1. Незаконное использование жилого помещения под офис.
  2. За незаконную перепланировку квартиры, остающейся жилым помещением, под офис.
  3. За неуплату налогов и пр.
  1. Штраф за незаконное использование жилого помещения (ст.7.21 КоАП, ст.17 ЖК РФ) – 1000-1500 рублей для физического лица.
  2. Судебное разбирательство и решение суда – «вернуть все, как было!».
  3. При неисполнении решения суда – продажа недвижимости с публичных торгов. 

Остались вопросы? Просто позвоните нам:

Ограничения

Согласно статье 17 ЖК РФ жилое помещение можно использовать для профессиональной деятельности при соблюдении следующих условий:

  • Лицо проживает в нем на законных основаниях. Кроме права собственности законность проживания может быть подтверждена регистрацией в данном жилом помещении, родственными или близкими отношениями с собственником или ответственным квартиросъемщиком, а также договорами различного характера.
  • Деятельность не нарушает права и законные интересы других граждан. Примером таких нарушений могут являться нарушение установленного уровня шума, искусственные ограничения на доступ к помещениям общего пользования, чрезмерная эксплуатация предпринимателем общего имущества или его повреждение.
  • Деятельность не противоречит требованиям, предъявляемым к жилым помещениям.
Еще по теме  Штраф за курение в подъезде жилого дома

Перевод жилого помещения в нежилое

Использование жилого помещения под офис

Официально разместить предприятие в жилом помещении возможно, переведя его в нежилое. Порядок этих действий и ответственность за его нарушение установлены нормами жилищного и гражданского законодательства (п. 3 ст. 288 ГК РФ). А само помещение должно отвечать требованиям:

  1. Жилое помещение должно быть расположено на первом этаже. Иное возможно, если помещения, расположенные под квартирой, нежилые и есть раздельный вход с улицы.
  2. В квартире не должен никто проживать постоянно.
  3. Должны быть выполнены некоторые работы, связанные с переустройством или перепланировкой помещения после процедур оформления и согласования всей требуемой документации, завершения работ по проекту и принятия специальной комиссией переоборудованного помещения.
  4. Акт приемки-сдачи работ предоставляется в БТИ, завершая тем самым процесс перевода.

Официально разместить предприятие в жилом помещении возможно, переведя его в нежилое.

В связи с рассмотренными ограничениями наилучшим способом сдачи жилого помещения в аренду коммерческой организации под офисные нужды является его перевод в нежилой фонд. Порядок перевода определяется статьей 23 ЖК РФ.

Решение о переводе жилого помещения в нежилое и обратно может быть принято только органом местного самоуправления. Для этого собственник или уполномоченное им лицо, действующее на основании доверенности, должны направить в МФЦ или непосредственно в регистрационный орган следующие документы:

  • Заявление о переводе помещения.
  • Подлинники или нотариально заверенные копии правоустанавливающих документов. К ним относятся контракты, решения судов и другие документы, подтверждающие законность приобретения жилого помещения, а также выписка из Единого государственного реестра прав. Срок действия последнего документа – 1 месяц со дня получения, остальные документы действуют бессрочно.
  • Проект переустройства или перепланировки, если такие действия предполагаются.
  • Протокол общего собрания собственников помещений, если в нежилой фонд переводится помещение многоквартирного дома.
  • Согласие всех собственников помещений, которые примыкают к переводимому помещению, то есть имеют общие стены или расположены непосредственно над или под ним.

Срок рассмотрения документов органом местного самоуправления – 45 дней.

Особенности налогообложения для физических и юридических лиц

Заключая договор аренды жилого помещения под офисные нужды, необходимо отразить в нем двойственность возникающих отношений.

С одной стороны, как собственно соглашение об условиях аренды оно должно содержать все положения, предусмотренные главой 34 ГК РФ. С другой – арендатор обязуется проживать в этом помещении, что сближает этот вид правоотношений с наймом жилого помещения, который подпадает под регулирование главы 35 ГК РФ.

В связи с этим он должен содержать следующие обязательные положения:

  • стороны сделки;
  • предмет договора и данные, позволяющие точно установить объект аренды – фактический адрес, общая площадь, кадастровые данные, назначение;
  • перечень лиц, которым арендодатель разрешает проживать в жилом помещении;
  • согласие арендодателя на создание рабочих мест для нужд конкретных организации или ИП;
  • срок аренды (как оформить краткосрочную аренду?);
  • стоимость аренды, периодичность её внесения и возможность пересмотра в период действия договора аренды помещения под офис;
  • распределение между сторонами расходов по содержанию имуществом;
  • условия досрочного прекращения действия договора по инициативе одной из сторон;
  • ответственность сторон за нарушение условий сделки.
Еще по теме  Наследование неприватизированной квартиры по закону передается ли по наследству

Особенности налогообложения аренды жилого помещения зависят от того, в каком качестве выступает арендатор – как обычное физическое лицо или как организация или ИП.

Если физическое лицо самостоятельно заключает договор и оплачивает аренду офиса, а работодатель только компенсирует ему понесенные расходы, тогда с размера компенсации необходимо уплатить налог на доходы физических лиц и страховые взносы.

По уменьшению налогооблагаемой базы по налогу на прибыль и УСН на сумму такой компенсации сложилась спорная практика. В случае полного учета таких затрат, организация должна быть готова к арбитражному спору. Оптимальным вариантом в таком случае видится простое увеличение заработной платы работника на сумму арендной платы.

Возможность оплаты организацией за жилье работника непосредственно арендодателю должна быть прописана в трудовом договоре. Она относится к оплате труда в натуральной форме и не может превышать 20% от суммы зарплаты работника.

Доход работника в виде уплачиваемой за него арендной платы подлежит обложению налогом на доходы физических лиц и страховыми взносами в общем порядке. Возможность уменьшить налогооблагаемую базу по налогу на прибыль и УСН здесь также ограничены.

Наказание за неправильную эксплуатацию

Само по себе заключение договоренности об аренде нежилого помещения не является нарушением закона. Однако его использование не по назначению признается нарушением правил пользования жилыми помещениями и влечет административную ответственность в виде административного штрафа в размере от одной до пяти тысяч рублей (статья 7.21. КоАП РФ).

Статья 7.21 КоАП РФ. Нарушение правил пользования жилыми помещениями

  1. Порча жилых домов, жилых помещений, а равно порча их оборудования, самовольные переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений либо использование их не по назначению —

    влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.

  2. Самовольная перепланировка жилых помещений в многоквартирных домах —

    влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

Некоторые связанные с ним действия также могут повлечь за собой административную ответственность. К основным относятся проживание гражданина РФ по месту пребывания без регистрации (статья 19.15.1 КоАП РФ) и нарушение правил регистрации граждан РФ по месту пребывания (статья 19.15.2 КоАП РФ). Они влекут за собой наложение административного штрафа различного размера.

Аренда под офис жилого помещения является хорошей альтернативой для начинающего бизнеса. При соблюдении ряда простых условий она позволяет достичь существенной экономии. Однако не стоит считать её панацеей от всех бед: при развитии бизнес неизбежно войдет в противоречие с основным назначением жилого помещения и интересами других собственников, что может привести к серьезным имущественным и репутационным потерям.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl Enter.

Загрузка ...