Горячая линия бесплатной юридической помощи:
Москва и область:
Москва И МО:
+7 (499) 653-60-72 (бесплатно)
Санкт-Петербург и область:
СПб и Лен.область:
+7 (812) 426-14-07 (бесплатно)
Регионы (вся Россия):
8 (800) 500-27-29 (бесплатно)

Какая ответственность может наступить по результатам налоговой проверки

Налоговая ответственность

По результатам налоговой проверки (как выездной, так и камеральной) руководитель инспекции (его заместитель) может привлечь организацию к ответственности за совершение налогового правонарушения (п. 7 ст. 101 НК РФ).

– истечение срока давности привлечения к ответственности за налоговое правонарушение;

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

– отсутствие вины организации в совершении налогового правонарушения.

Об этом говорится в статье 109 Налогового кодекса РФ.

Структура ФНС России

В структуру ФНС России входят:

  • управления налоговой службы по субъектам РФ;
  • межрегиональная налоговая инспекция по централизованной обработке данных;
  • межрегиональная налоговая инспекция по ценам;
  • межрегиональные налоговые инспекции по федеральным округам;
  • территориальные налоговые инспекции (по районам, районам в городах, городам без районного деления и межрайонные).

Об этом сказано в пункте 1 приказа Минфина России от 9 августа 2005 г. № 101н.

Непосредственную работу с организациями ведут:

  • территориальные налоговые инспекции (приложение 1 к приказу Минфина России от 9 августа 2005 г. № 101н);

Истечение срока давности

Срок, по окончании которого организацию или предпринимателя нельзя привлечь к налоговой ответственности (срок давности), составляет три года. Определять, истек этот срок или нет, можно двумя способами:

  • со дня, следующего за окончанием налогового периода, в котором было совершено правонарушение;
  • со дня совершения правонарушения.

Такой порядок предусмотрен статьей 113 Налогового кодекса РФ.

Первый вариант применяется, если организация не уплатила (не полностью уплатила) налог или допустила грубое нарушение правил учета. То есть в отношении правонарушений, ответственность за которые предусмотрена статьями 120 или 122 Налогового кодекса РФ. Налоги, налоговым периодом по которым является год, исключением не являются.

Например, если в 2013 году организация неправомерно учитывала доходы от основной деятельности в составе прочих доходов, инспекция может оштрафовать организацию по статье 120 Налогового кодекса РФ в период с 1 января 2014 года по 31 декабря 2016 года включительно. Если же из-за искажений налоговой базы в 2013 году была занижена сумма налога на прибыль, подлежащая уплате в 2014 году, срок давности для привлечения к ответственности по статье 122 Налогового кодекса РФ отсчитывается с 1 января 2015 года и истекает 31 декабря 2017 года. Это следует из положений пункта 15 постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 57 и письма ФНС России от 22 августа 2014 г. № СА-4-7/16692.

Второй вариант определения срока давности распространяется на все остальные налоговые правонарушения.

Трехлетний срок давности привлечения к ответственности за налоговое правонарушение может прерываться. Основанием для этого, в частности, может стать тот факт, что организация активно препятствовала проведению выездной налоговой проверки.

Основные обязанности инспекций

Права налоговых инспекций при работе с организациями (налогоплательщиками и налоговыми агентами) установлены статьей 31 Налогового кодекса РФ и статьей 7 Закона от 21 марта 1991 г. № 943-1. В частности, налоговые инспекции вправе:

  • требовать от организации документы, подтверждающие правильность расчета налогов и их уплату в бюджет (подп. 1 п. 1 ст. 31 НК РФ). Форма требования утверждена приказом ФНС России от 31 мая 2007 г. № ММ-3-06/338;
  • проводить налоговые проверки деятельности организации (подп. 2 п. 1 ст. 31 НК РФ);
  • налагать арест на имущество организации в порядке, предусмотренном статьей 77 Налогового кодекса РФ (подп. 5 п. 1 ст. 31 НК РФ);
  • взыскивать с организации недоимку по налогам (сборам), пени, штрафы, а также проценты с сумм НДС, излишне возмещенных в заявительном порядке и подлежащих возврату в бюджет, в соответствии со статьями 46, 47 и 176.1 Налогового кодекса РФ (подп. 9 п. 1 ст. 31 НК РФ);
  • подавать в суд исковые заявления о признании сделок организации недействительными (п. 11 ст. 7 Закона от 21 марта 1991 г. № 943-1);
  • подавать в суд исковые заявления о ликвидации организации или о признании недействительной ее госрегистрации (п. 11 ст. 7 Закона от 21 марта 1991 г. № 943-1);
  • приостанавливать операции по банковским счетам организации в случаях и по правилам, предусмотренным Налоговым кодексом РФ (п. 6 ст. 7 Закона от 21 марта 1991 г. № 943-1, подп. 5 п. 1 ст. 31 НК РФ).

Ситуация: в каких случаях налоговая инспекция вправе подать в суд иск о ликвидации организации или о признании недействительной ее госрегистрации?

Инспекция вправе подать в суд иск о ликвидации, если организация занимается лицензируемой деятельностью без лицензии, ведет деятельность, запрещенную законодательством, или грубо нарушает законодательство.

Например, налоговая инспекция может потребовать ликвидации общества с ограниченной ответственностью, если число участников организации превысило установленный предел (50 участников) и в течение года организация не преобразовалась в ОАО или производственный кооператив (п. 3 ст. 7 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ).

https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru

Такой вывод следует из пунктов 2 и 3 статьи 61 Гражданского кодекса РФ и пункта 2 статьи 25 Закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ.

Также через суд налоговая инспекция может потребовать ликвидации организации, если установит, что в ее регистрационных документах был указан недостоверный адрес, и в установленный срок организация не устранила это нарушение (письмо ФНС России от 25 июня 2014 г. № СА-4-14/12088).

Без обращения в суд налоговая инспекция может ликвидировать организацию в единственном случае: если в течение последних 12 месяцев организация не сдавала отчетность и не вела операций по банковским счетам. В такой ситуации налоговая инспекция принимает решение о предстоящем исключении организации из ЕГРЮЛ и публикует его в печати.

Если по истечении срока, указанного в решении (но не более трех месяцев), от заинтересованных лиц (например, от кредиторов) не поступят возражения, то организацию исключают из ЕГРЮЛ. Если же возражения поступят, то налоговая инспекция может ликвидировать организацию только через суд. Об этом сказано в статье 21.1 Закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ.

Важно: налоговая инспекция не имеет права исключать из ЕГРЮЛ организацию, в отношении которой введена процедура банкротства (постановление Конституционного суда РФ от 18 мая 2015 г. № 10-П).

Ситуация: может ли налоговая инспекция оштрафовать организацию за несвоевременное перечисление платежей за пользование лесным фондом?

Ответ: нет, не может.

Налоговые инспекции не контролируют соблюдение лесного законодательства и не привлекают к ответственности за его нарушение. В рассматриваемой ситуации оштрафовать организацию может либо контрагент по договору, либо ведомство, которое занимается лесным надзором (лесной охраной). Поясним.

– плата за использование лесов по договору аренды;

– плата по договору купли-продажи лесных насаждений.

Об этом сказано в статье 94 Лесного кодекса РФ.

Условия таких договоров и ответственность их участников регулируются, соответственно, главами 34 «Аренда» и 30 «Купля-продажа» Гражданского кодекса РФ (ч. 3 ст. 71, ч. 5 ст. 74, ч. 3 ст. 75, ч. 5 ст. 77 Лесного кодекса РФ, п. 1 Порядка, утвержденного приказом Рослесхоза от 26 июля 2011 г. № 319, п. 2 Порядка, утвержденного приказом Рослесхоза от 26 июля 2011 г. № 318). В связи с этим порядок (в т. ч. и сроки) перечисления платежей за пользование лесным фондом прописывают в договоре (ст. 486, 614 ГК РФ).

Если арендатор лесного участка или покупатель лесных насаждений не соблюдает установленные сроки платежей, то арендодатель или продавец (как правило, это органы государственной власти или местного самоуправления) может применить к нарушителю следующие меры ответственности:

  • взыскать проценты за неисполнение денежного обязательства (п. 1 ст. 395 ГК РФ);
  • взыскать неустойку за просрочку исполнения денежного обязательства (п. 1 ст. 394 ГК РФ);
  • взыскать убытки в связи с просрочкой платежа (п. 1 ст. 15 ГК РФ);
  • обратить взыскание на переданный и неоплаченный товар (п. 1 ст. 348, п. 5 ст. 488 ГК РФ);
  • потребовать вернуть переданный товар (п. 2 ст. 489 ГК РФ).

Общие положения о порядке применения и размерах этих санкций содержатся в Гражданском кодексе. В то же время часть этих положений закон позволяет конкретизировать в самом договоре. Поэтому в случае просрочки платежей к организации будут применены штрафные санкции в том виде и размере, которые предусмотрены договором.

Еще по теме  Тесты в военкомате: как подготовиться к тестам

– от 5000 до 10 000 руб. – для организаций;

– от 500 до 1000 руб. – для должностных лиц.

По общему правилу нарушителей лесного законодательства привлекает к административной ответственности Рослесхоз (п. 8 ч. 5 ст. 28.3 КоАП РФ). Но если нарушение допущено на особо охраняемой природной территории федерального значения, производство по делу будет вести Росприроднадзор (ч. 1 ст. 23.25 КоАП РФ).

Основные обязанности налоговых инспекций и их сотрудников перечислены в статьях 32 и 33 Налогового кодекса РФ. В частности, налоговые инспекции обязаны:

  • информировать плательщиков о действующих банковских реквизитах Казначейства России для уплаты налогов, сборов, пеней и штрафов в Порядке, утвержденном приказом ФНС России от 9 ноября 2006 г. № САЭ-3-10/776 (подп. 6 п. 1 ст. 32 НК РФ);
  • представлять пользователям выписки из Единого государственного реестра налогоплательщиков (подп. 14 п. 1 ст. 32 НК РФ);
  • по запросам налогоплательщиков выдавать (передавать в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи):

– в течение пяти рабочих дней – справки о состоянии расчетов с бюджетом;

– в течение 10 рабочих дней – справки об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов (подп. 10 п. 1 ст. 32 НК РФ);

  • проводить по заявлению организации совместную сверку расчетов с бюджетом, оформлять результаты сверки актами и вручать эти акты (направлять по почте заказным письмом или передавать в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи) на следующий рабочий день после их составления (подп. 11 п. 1 ст. 32, п. 6 ст. 6.1 НК РФ). До утверждения новых правил проведения и оформления результатов сверки действует порядок, который предусмотрен регламентом, утвержденным приказом ФНС России от 9 сентября 2005 г. № САЭ-3-01/444 (п. 14 ст. 10 Закона от 27 июля 2010 г. № 229-ФЗ);
  • бесплатно информировать (в т. ч. письменно) о порядке расчета и уплаты налогов и сборов, о порядке заполнения налоговых деклараций и т. д. (подп. 4 п. 1 ст. 32 НК РФ). При этом разъяснения налоговой службы не должны противоречить позиции Минфина России, которая изложена в письмах, адресованных непосредственно данному ведомству (подп. 5 п. 1 ст. 32 НК РФ, письмо ФНС России от 14 сентября 2007 г. № ШС-6-18/716). При информировании налогоплательщиков инспекции обязаны руководствоваться Административным регламентом, который утвержден приказом Минфина России от 2 июля 2012 г. № 99н. Наряду с этим документом в настоящее время действует регламент, утвержденный приказом ФНС России от 9 сентября 2005 г. № САЭ-3-01/444. Поскольку пункт 4 этого регламента также посвящен организации информационной работы, применять его следует в части, не противоречащей Административному регламенту, утвержденному Минфином России.

Часть сведений территориальные налоговые инспекции размещают на своих стендах в виде объявлений, справок, информационных писем и т. п. При этом на сайте ФНС России организован электронный доступ к таким стендам. Этот сервис позволяет получать любую информацию, размещенную на стенде вашей инспекции, в режиме онлайн, без личного посещения самой инспекции.

Ситуация: обязана ли налоговая инспекция по запросу организации бесплатно информировать ее о порядке открытия счетов в банках, об установлении лимитов остатка наличных денег в кассах, о взаимоотношениях организаций и банков?

Ответ: нет, не обязана.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

Налоговая инспекция обязана бесплатно информировать организацию (в т. ч. письменно или в электронном виде):

  • о порядке расчета и уплаты налогов (сборов);
  • о законодательстве о налогах и сборах;
  • о правах и обязанностях налогоплательщиков (плательщиков сборов, налоговых агентов);
  • о полномочиях налоговых инспекций и их должностных лиц;
  • о порядке заполнения налоговых деклараций.

Об этом говорится в подпункте 4 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса РФ.

При этом разъяснения налоговой службы не должны противоречить позиции Минфина России, которая изложена в письмах, адресованных непосредственно данному ведомству (подп. 5 п. 1 ст. 32 НК РФ, письмо ФНС России от 14 сентября 2007 г. № ШС-6-18/716). При информировании налогоплательщиков инспекции обязаны руководствоваться Административным регламентом, который утвержден приказом Минфина России от 2 июля 2012 г.

Обстоятельства, исключающие вину

Организация признается невиновной в налоговом правонарушении, если причиной его совершения является:

  • стихийное бедствие или другие форс-мажорные обстоятельства;
  • исполнение письменных разъяснений уполномоченных контролирующих ведомств. При этом речь идет только о тех разъяснениях, которые адресованы неопределенному кругу лиц либо конкретной организации.

Такой порядок следует из положений пункта 1 статьи 111 Налогового кодекса РФ.

Перечень оснований, исключающих вину организации в совершении налогового нарушения, открыт, поэтому налоговая инспекция или суд могут принять во внимание и иные обстоятельства, исключающие, по их мнению, вину организации (подп. 4 п. 1 ст. 111 НК РФ).

Ситуация: может ли инспекция одновременно привлечь организацию к ответственности за грубое нарушение правил учета доходов и расходов, а также за неуплату налога? Организация недоплатила налог из-за грубого нарушения правил учета доходов и расходов.

Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и неуплата (неполная уплата) налога – это разные налоговые правонарушения. Ответственность за них предусмотрена разными статьями Налогового кодекса РФ: статьей 120 и статьей 122. При этом налоговое законодательство запрещает привлекать организацию к ответственности по разным основаниям за одно и то же правонарушение (п. 2 ст. 108 НК РФ).

На практике грубое нарушение правил учета доходов и расходов очень часто является причиной неуплаты (неполной уплаты) налога. Однако при выборе наказания налоговая инспекция должна исходить из состава конкретного правонарушения. Если причиной неуплаты (неполной уплаты) налога стало занижение налоговой базы в результате грубого нарушения правил учета, инспекция может оштрафовать организацию по статье 120 Налогового кодекса РФ.

Если же занижение налоговой базы произошло по иным причинам, и в результате налог также оказался неуплаченным, организацию оштрафуют по статье 122 Налогового кодекса РФ. Одновременное применение ответственности по статьям 120 и 122 Налогового кодекса РФ неправомерно. Такой вывод следует из определения Конституционного суда РФ от 18 января 2001 г. № 6-О. Представители налоговой службы разделяют эту точку зрения (письмо МНС России от 23 июля 2002 г. № ШС-6-14/1060).

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru

Пример применения статей 120 и 122 Налогового кодекса РФ при привлечении организации к налоговой ответственности

В организации прошла налоговая проверка, в ходе которой налоговая инспекция выявила два правонарушения.

1. При расчете налога на прибыль организация учла расходы на аренду, не подтвержденные первичными документами. В результате налоговая база была занижена, из-за чего налог в бюджет был уплачен не полностью. Поскольку отсутствие первичных документов признается грубым нарушением правил учета, инспекция привлекла организацию к ответственности по статье 120 Налогового кодекса РФ.

2. При расчете НДС входной налог по представительским расходам организация приняла к вычету в размере, превышающем максимально возможную сумму. Причиной стала арифметическая ошибка при определении норматива. В результате сумма вычета была завышена, из-за чего налог в бюджет был уплачен не полностью.

Ситуация: может ли инспекция по итогам проверки привлечь организацию к ответственности по статье 122 Налогового кодекса РФ за несвоевременную уплату налога?

Ответственность по статье 122 Налогового кодекса РФ возникает только в том случае, если налог не был перечислен в бюджет из-за искажения налоговой базы или других неправомерных действий плательщика. Состав правонарушения заключается в том, что плательщик некорректно определил сумму налога (занизил свои обязательства) и перечислил в бюджет меньше, чем должен был заплатить при правильном расчете.

Перечисление налога с опозданием является основанием для начисления пеней, но не может быть основанием для привлечения к ответственности. Правомерность такого вывода подтверждается письмом ФНС России от 22 августа 2014 г. № СА-4-7/16692 и арбитражной практикой (см., например, постановления Президиума ВАС РФ от 8 мая 2007 г.

Ситуация: может ли инспекция по итогам проверки привлечь организацию к ответственности за неуплату налога? На момент образования недоимки за организацией числится переплата по другому налогу того же вида, превышающая недоимку.

Сложившаяся арбитражная практика позволяет сделать однозначный вывод о том, что организацию нельзя привлечь к ответственности за неуплату налога при одновременном выполнении двух условий:

  • если на момент возникновения задолженности у нее имелась переплата по тому же налогу в части, зачисляемой в бюджет того же уровня;
  • если размер этой переплаты превышал или был равен сумме недоимки.
Еще по теме  Договор купли-продажи аварийного автомобиля образец

https://www.youtube.com/watch?v=upload

Такой вывод содержится, например, в пункте 20 постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 57, в постановлениях ФАС Западно-Сибирского округа от 15 июня 2009 г. № Ф04-3487/2009(8708-А75-40), Московского округа от 27 апреля 2009 г. № КА-А40/3229-09-2, Восточно-Сибирского округа от 19 февраля 2009 г. № А19-475/07-51-04АП-1146/07(5)-Ф02-446/09, Северо-Западного округа от 5 июня 2008 г. № А21-7514/2006.

В то же время в арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающих, что организацию нельзя привлечь к ответственности за неуплату налога и в том случае, если у нее имелась переплата по другому налогу того же вида в размере, превышающем (равном) сумму недоимки. Принимая такие решения, судьи исходят из того, что начиная с 1 января 2008 года налоговое законодательство позволяет делать зачет между разными налогами одного вида (федеральными, региональными, местными) (абз. 2 п. 1 ст. 78 НК РФ).

Поэтому при наличии переплаты по одному налогу и недоимки по другому налогу того же вида фактической задолженности (по налогам этого вида) у организации не возникает. А значит, основания для привлечения ее к ответственности за неуплату налога отсутствуют. Такая позиция нашла отражение в постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 7 августа 2009 г.

№ А56-45665/2008, от 7 августа 2009 г. № А56-15151/2006, от 21 мая 2008 г. № А42-6421/2007 и Западно-Сибирского округа от 14 января 2009 г. № Ф04-10/2009(19087-А03-34). Не исключено, что следование второй позиции повлечет за собой спор с налоговой инспекцией, который придется разрешать в судебном порядке.

Ситуация: должна ли инспекция при расчете штрафа за неуплату налога учесть переплату по тому же налогу? Переплата по налогу возникла до образования недоимки, но сумма переплаты меньше доначисленного налога.

Ответ: да, должна.

При привлечении организации к ответственности налоговая инспекция должна принимать во внимание следующие моменты. Во-первых, штраф за неуплату налога рассчитывается исходя из величины фактической недоимки (ст. 122 НК РФ). Во-вторых, организацию нельзя привлечь к ответственности за неуплату налога, если фактической задолженности перед бюджетом нет.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что при определении меры ответственности за неуплату налога инспекция должна учитывать имеющуюся в организации переплату по этому же налогу или по другому налогу того же вида (федеральному, региональному или местному). Иными словами, штраф должен быть рассчитан исходя из суммы недоимки, уменьшенной на сумму имеющейся в организации переплаты.

Официальная точка зрения по этому вопросу контролирующими ведомствами не высказывалась, но в арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающих правомерность такого вывода (см., например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 27 июля 2009 г. № А05-11363/2008, от 24 февраля 2009 г.

Непредставление документов

Ситуация: может ли инспекция по итогам проверки привлечь организацию к ответственности по статье 126 Налогового кодекса РФ? Организация не представила запрошенные инспекцией документы, поскольку истек срок их хранения и документы были уничтожены.

Предельные сроки хранения бухгалтерских документов и документов, необходимых для налогового контроля, установлены подпунктом 8 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ и статьей 29 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ. Если срок хранения документов истек, то организация вправе их уничтожить.

В рассматриваемой ситуации организация не сможет исполнить требование инспекции и представить ей уничтоженные документы. Однако вины организации в этом нет, ведь срок хранения документов истек. Поэтому привлечь ее к ответственности по статье 126 Налогового кодекса РФ за непредставление документов невозможно.

Регистрация организаций и предпринимателей

Помимо обязанностей, прямо установленных в Налоговом кодексе РФ, на налоговые инспекции возложены функции госрегистрации организаций и предпринимателей (п. 2 ст. 33 НК РФ, абз. 2 п. 1 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 506). При этом по запросам организаций и граждан уполномоченные налоговые инспекции обязаны предоставлять им сведения из ЕГРЮЛ и ЕГРИП (ст.

6 Закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ, п. 7 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 23 ноября 2011 г. № 158н). Порядок предоставления сведений из государственных реестров представлен в письме ФНС России от 30 декабря 2010 г. № ПА-37-6/19020 и доведен до налоговых инспекций для обязательного применения.

Смягчающие обстоятельства

Привлекая организацию к налоговой ответственности, инспекция обязана учитывать смягчающие обстоятельства (подп. 4 п. 5 ст. 101 НК РФ). Перечень смягчающих обстоятельств приведен в пункте 1 статьи 112 Налогового кодекса РФ. При наличии хотя бы одного из них сумма штрафа должна быть уменьшена по крайней мере в два раза. Об этом сказано в пункте 3 статьи 114 Налогового кодекса РФ.

Если при назначении штрафа проверяющие не учли имеющиеся у плательщика смягчающие обстоятельства, есть смысл обратиться к руководству инспекции с ходатайством о снижении размера санкции.

Ситуация: можно ли изменить решение инспекции? По результатам проверки инспекция привлекла организацию к ответственности без учета смягчающих обстоятельств.

Ответ: да, можно, в части привлечения организации к ответственности.

Налоговый кодекс РФ прямо обязывает инспекцию при принятии решения по итогам проверки учитывать смягчающие обстоятельства (подп. 4 п. 5 ст. 101 НК РФ). Если инспекция нарушает процедуру рассмотрения материалов проверки, в частности не учитывает смягчающие обстоятельства, то это может стать основанием для изменения ее решения в судебном порядке в части привлечения организации к ответственности (п. 14 ст. 101 НК РФ).

В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающих правомерность такого вывода (см., например, постановления ФАС Поволжского округа от 2 декабря 2009 г. № А65-12335/2008, Западно-Сибирского округа от 5 августа 2009 г. № Ф04-4603/2009(12011-А67-34), Московского округа от 18 марта 2008 г. № КА-А40/1662-08, Северо-Западного округа от 12 мая 2008 г. № А56-27789/2007).

Ситуация: может ли инспекция при принятии решения по проверке учитывать смягчающие обстоятельства, не указанные в Налоговом кодексе РФ?

Ответ: да, может.

Налоговый кодекс РФ обязывает инспекцию при принятии решения по итогам проверки учитывать смягчающие обстоятельства (подп. 4 п. 5 ст. 101 НК РФ). Их перечень приведен в пункте 1 статьи 112 Налогового кодекса РФ. Данный перечень не является исчерпывающим, поэтому при принятии решения по проверке инспекция по своему усмотрению может учитывать и иные смягчающие обстоятельства (подп. 3 п. 1 ст. 112 НК РФ).

На практике инспекции редко пользуются этим правом и в качестве смягчающих учитывают только те обстоятельства, которые прямо прописаны в Налоговом кодексе РФ. Однако организация, которая считает, что при назначении штрафа должны быть учтены другие смягчающие обстоятельства, может обратиться в арбитраж.

  • организация совершила налоговое правонарушение впервые (см., например, постановления ФАС Поволжского округа от 27 июля 2009 г. № А65-26698/2008, Центрального округа от 20 июля 2009 г. № А48-4868/08-13, Московского округа от 22 января 2009 г. № КА-А41/13108-08, Восточно-Сибирского округа от 21 января 2009 г. № А74-1719/08-Ф02-7037/08);
  • тяжелое финансовое положение организации (см., например, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 5 августа 2009 г. № Ф04-4603/2009(12011-А67-34), Северо-Западного округа от 18 июня 2009 г. № А26-6260/2007, Восточно-Сибирского округа от 28 апреля 2009 г. № А58-6935/08-Ф02-1710/09, Дальневосточного округа от 8 апреля 2009 г. № Ф03-1132/2009, Московского округа от 14 марта 2008 г. № КА-А41-1508-08, Северо-Кавказского округа от 27 февраля 2009 г. № А53-6367/2008-С5-34);
  • наличие значительной кредиторской задолженности (см., например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 1 июля 2009 г. № А66-749/2007, Дальневосточного округа от 3 марта 2009 г. № Ф03-112/2009, Восточно-Сибирского округа от 31 января 2008 г. № А19-7282/07-57-Ф02-9683/07);
  • негативные экономические последствия деятельности предыдущего руководства организации (см., например, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 21 января 2009 г. № Ф04-497/2009(20368-А45-49));
  • добровольное погашение недоимки, пеней и штрафов, начисленных в ходе проверки (см., например, постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 27 апреля 2009 г. № А32-9223/2008-58/153, Северо-Западного округа от 20 апреля 2009 г. № А05-9965/2008, от 15 января 2009 г. № А56-2942/2008, Восточно-Сибирского округа от 25 февраля 2009 г. № А33-11962/08-Ф02-444/09, Западно-Сибирского округа от 20 января 2009 г. № Ф04-14/2009(19098-А03-6), Московского округа от 13 октября 2008 г. № КА-А40/8307-08);
  • организация признала вину в совершении налогового правонарушения (см., например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 18 июня 2009 г. № А26-6260/2007, Дальневосточного округа от 21 февраля 2008 г. № Ф03-А73/08-2/71, Уральского округа от 1 октября 2007 г. № Ф09-7943/07-С2);
  • несоразмерность штрафа допущенному нарушению (см., например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 4 июня 2009 г. № А44-3494/2008, Западно-Сибирского округа от 10 июня 2009 г. № Ф04-3444/2009(8552-А67-34), Восточно-Сибирского округа от 28 июля 2008 г. № А19-14445/07-24-Ф02-2851/08, Московского округа от 9 июля 2008 г. № КА-А41/5492-08);
  • нестабильность законодательства в проверяемый период, наличие в нем противоречий и неясностей (см., например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 4 августа 2009 г. № А66-569/2008, от 19 ноября 2007 г. № А56-5091/2007, Западно-Сибирского округа от 4 марта 2009 г. № Ф04-1149/2009(1335-А45-37), от 13 марта 2008 г. № Ф04-1691/2008(1961-А75-29), Восточно-Сибирского округа от 1 марта 2007 г. № А19-15712/06-52-Ф02-741/07).
Еще по теме  Почему я не могу продать свой урожай

Обжалование действий инспекции

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsru

Если налоговая инспекция превышает свои полномочия или не выполняет своих обязанностей, то организация может обжаловать ее действия (бездействие):

  • в ФНС России или ее региональном управлении;

Об этом говорится в пункте 1 статьи 138 Налогового кодекса РФ.

Однако перед тем, как обратиться в суд, действия (бездействие) налоговой инспекции нужно попытаться обжаловать в региональном налоговом управлении. Раньше такой порядок был предусмотрен только для обжалования решений, принятых по результатам налоговых проверок. С 1 января 2014 года любые решения налоговых инспекций могут быть обжалованы в суде только после их обжалования в вышестоящем налоговом ведомстве (п. 2 ст. 138 НК РФ).

Если организация обжалует действия (бездействие) налоговых органов в ФНС России, отслеживать принятое решение можно на официальном сайте налоговой службы в специальном разделе «Решения по жалобам». Информация о жалобе будет отражаться в виде решения ФНС России (кроме сведений, доступ к которым ограничен законодательством).

Ситуация: как обжаловать решение налоговой инспекции о привлечении (отказе в привлечении) к налоговой ответственности, принятое по результатам проверки?

Решение налоговой инспекции о привлечении (отказе в привлечении) к налоговой ответственности можно обжаловать в УФНС России и в арбитражном суде. Причем в судебном порядке такое решение можно обжаловать только после того, как организация обжаловала его в региональном налоговом управлении и ей было отказано в удовлетворении заявленных требований.

Прежде чем обратиться в суд, чтобы обжаловать решение инспекции, организация должна подать жалобу в региональное налоговое управление (УФНС России). Жалоба на решение, которое еще не вступило в силу, называется апелляционной. Решения о привлечении (отказе в привлечении) к налоговой ответственности вступают в силу по истечении месяца со дня вручения (п. 9 ст. 101 НК РФ).

Если организация пропустила этот срок, она вправе подать в УФНС России обычную (не апелляционную) жалобу. Такая жалоба может быть подана в течение года со дня вынесения обжалуемого решения. Об этом сказано в пункте 1 статьи 138, пунктах 1 и 2 статьи 139, пунктах 1 и 2 статьи 139.1 Налогового кодекса РФ.

В обоих случаях документ следует составить в письменной форме и указать в нем информацию об инспекции, решение которой обжалуется, о самом заявителе, а также подробно описать причину жалобы и требования к вышестоящему налоговому ведомству. Состав сведений, которые должны быть указаны в жалобе (апелляционной жалобе), а также перечень документов, которые целесообразно к ней приложить, приведены в статье 139.2 Налогового кодекса РФ.

Подать жалобу (апелляционную жалобу) нужно в ту налоговую инспекцию, которая приняла обжалуемое решение. В течение трех рабочих дней после получения жалобы налоговая инспекция обязана передать ее в УФНС России вместе со всеми материалами дела (п. 1 ст. 139.1 НК РФ). Жалобу, направленную с нарушением этого порядка, региональное УФНС России рассматривать не будет.

Если организация прилагает к жалобе (апелляционной жалобе) дополнительные документы, необходимо пояснить, почему эти документы не были представлены ранее: например, в ходе налоговой проверки (п. 4 ст. 140 НК РФ).

УФНС России должно рассмотреть жалобу (апелляционную жалобу) на решение о привлечении (отказе в привлечении) к налоговой ответственности в течение месяца со дня ее получения. При необходимости руководитель (заместитель руководителя) УФНС России вправе продлить этот срок, но не более чем еще на один месяц. Об этом сказано в пункте 6 статьи 140 Налогового кодекса РФ.

Отягчающие обстоятельства

Наряду со смягчающими в Налоговом кодексе РФ предусмотрено и отягчающее обстоятельство. Это повторное привлечение организации к ответственности за аналогичное правонарушение в течение 12 месяцев. О нем говорится в пунктах 2 и 3 статьи 112 Налогового кодекса РФ. При наличии отягчающего обстоятельства размер штрафа за налоговое правонарушение увеличивается на 100 процентов (п. 4 ст. 114 НК РФ).

Если в ходе налоговой проверки инспекция обнаружит в организации два и более налоговых правонарушения, то она может взыскать штрафные санкции за каждое из них. Более строгая санкция не поглощает менее строгую. Это следует из положений пункта 5 статьи 114 Налогового кодекса РФ.

Контроль уплаты страховых взносов

Кроме того, в организации могут проводиться проверки правильности исчисления и своевременности уплаты взносов на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование. Уплата страховых взносов налоговым законодательством не регулируется. Такие проверки осуществляют территориальные отделения Пенсионного фонда РФ и ФСС России в соответствии с частью 1 статьи 3 и главой 5 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Административная ответственность

Привлечение организации к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц от административной и уголовной ответственности (п. 4 ст. 108 НК РФ).

Если в ходе налоговой проверки инспекция обнаружит подведомственные ей административные правонарушения, будет составлен протокол, который поступит на рассмотрение руководителю инспекции или в суд, в зависимости от вида нарушения. Окончательное решение о привлечении должностных лиц организации к административной ответственности принимает руководитель инспекции (судья). Это следует из положений пункта 5 части 2 и части 1 статьи 28.3, статей 23.1, 23.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Если должностное лицо совершит два и более административных правонарушения, то его накажут за каждое из них (ч. 1 ст. 4.4 КоАП РФ). В то же время привлекать к административной ответственности дважды за одно и то же правонарушение законодательство не разрешает (ч. 5 ст. 4.1 КоАП РФ). Например, бухгалтера нельзя дважды привлечь к административной ответственности за несвоевременную сдачу одной и той же декларации, если это нарушение будет выявлено инспекцией сначала в ходе одной проверки, а затем в ходе другой. При назначении административного наказания будут учтены как смягчающие, так и отягчающие обстоятельства (п. 2 ст. 4.1 КоАП РФ).

Уголовная ответственность

Привлечь должностных лиц к уголовной ответственности по итогам налоговой проверки инспекция не может. Если проверка позволяет предполагать, что в организации совершено налоговое преступление, данные об этом должны быть переданы в органы внутренних дел. На основе этих данных представители органов внутренних дел будут решать вопрос о возбуждении уголовного дела и о привлечении должностных лиц к уголовной ответственности.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

Ситуация: можно ли за налоговое преступление оштрафовать организацию?

Ответ: нет, нельзя.

Одной из особенностей уголовного права является то, что к ответственности можно привлечь только вменяемое физическое лицо (ст. 19 УК РФ). Поэтому привлечь организацию к уголовной ответственности (например, оштрафовать по статье 199 Уголовного кодекса РФ) невозможно.

Лицо, впервые совершившее налоговое преступление, предусмотренное статьей 199 Уголовного кодекса РФ, освобождается от уголовной ответственности, если полностью погасит недоимки по налогам, а также пени и штрафы за счет собственных средств или за счет средств организации, в которой было выявлено уклонение от уплаты налогов (примечание 2 к ст. 199 УК РФ).

Ситуация: можно ли привлечь должностное лицо организации одновременно к уголовной и административной ответственности? Должностное лицо признано виновным в совершении налогового правонарушения.

Ответ: нет, нельзя.

https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru

Если в отношении должностного лица организации возбуждено уголовное дело, административное дело по тому же правонарушению должно быть прекращено (подп. 7 п. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).

Загрузка ...