Горячая линия бесплатной юридической помощи:
Москва и область:
Москва И МО:
+7 (499) 653-60-72 (бесплатно)
Санкт-Петербург и область:
СПб и Лен.область:
+7 (812) 426-14-07 (бесплатно)
Регионы (вся Россия):
8 (800) 500-27-29 (бесплатно)

Особенности пользования землей общего пользования

Законодательная база для ЗОП

Право общего пользования землей является разновидностью природопользования. Оно имеет не вещную, а эколого-правовую природу, поэтому реализуется в отношении природных объектов, не индивидуализированных в качестве частного недвижимого имущества.

Понять, что такое земля общего пользования, поможет ст. 262 . Согласно ей, граждане вправе свободно использовать землю и размещенные на ней объекты в пределах, не запрещенных законодательством, если:

  • участки находятся в государственной и муниципальной собственности;
  • территории не закрыты для общего доступа;
  • собственник не огородил участок или иным образом не обозначил, что проход через него без разрешения запрещен. Это касается частных наделов, которые могут использоваться для прохода.

Более уточненное понятие дает п. 12 ст. 1 согласно которому земли общего пользования – это территории, которыми пользуется неограниченный круг лиц. Хотя речь идет об участках населенных пунктов, в более широком значении лица могут пользоваться землями и за их пределами.

Аналогичным образом ЗОП рассматривает и земельное законодательство, включая их в состав земель населенных пунктов. Так, земля общего пользования по (п. 12 ст. 85 ЗК) может входить в состав разных территориальных зон (жилых, общественно-деловых, сельскохозяйственных, производственных), но ее нельзя приватизировать или передать в частную собственность.

Вышеуказанные нормы законодательства позволяют выделить ключевые признаки ЗОП:

  • территории находятся в муниципальной или государственной собственности;
  • чаще всего они рассматриваются как земли общего пользования населенных пунктов;
  • участки общедоступны;
  • наделы и размещенные на них природные объекты использует неопределенный круг лиц;
  • для их использования в общем виде не требуется специального разрешения.

Эксплуатация территорий общего пользования регулируется не только федеральными законами, но и местными правилами застройки и землепользования. Поэтому в разных регионах и населенных пунктах состав таких земель и порядок их использования может отличаться.

https://youtu.be/aKAW8SebwIg

Налогообложение арендованных участков

Независимо от назначения, способов эксплуатации земля общего назначения остается собственностью государства. По этой причине налогообложение арендованных участков такой категории отличается рядом особенностей:

  • налог на земли общего пользования начисляется в случаях, когда на арендуемой физическими или юридическими лицами территории нет строений, зарегистрированных в качестве недвижимых объектов. Если на таких участках находится правильно оформленная недвижимость, вместо земельных налогов применяется фиксированная арендная оплата;
  • когда нет одного конкретного пользователя участком, земельная пошлина заменяется другими видами налогов. Например, аренда части автомагистрали облагается транспортным налогом, включая пошлину за использование дороги. Общая сумма налогов при этом пропорционально разделяется между потенциальными пользователями конкретной арендованной территории;
  • если арендованный надел входит в состав некоммерческого садоводческого товарищества, то земельным налогом будет облагаться вся территория такого объединения. Оплата пошлины распределяется между членами организации пропорционально площади участка.

Применение стандартных фискальных схем по отношению к арендованным территориям земель общего назначения не подходит. Каждый конкретный случай должен рассматриваться отдельно. При выборе налогообложения будут учитываться функциональные особенности, виды эксплуатации земли.

Земли общего пользования, принадлежащие государству, подлежат особенной форме налогообложения:

  1. Если надел предоставляется в аренду, с сохранением права общего пользования, то налог платят все пользователи. Если права этого нет, то оплату производит арендатор.
  2. Если участок не сдан в аренду или бессрочное пользование, то земельный налог заменяется налогом по назначению и цели использования на всех потенциальных пользователей. Например, проезжая дорога, налогоплательщики оплачивают транспортный налог за использование дороги.
  3. Земли принадлежащие товариществам облагаются налогом, который оплачивают все долевые собственники совместно либо по указанным частям.
  4. Режим налогообложения считается особым — это обусловливается статусом территории, ее целевым назначением и возможными вариантами использования.

Именно по причине общественного положения использовать классическую форму налогообложения для сферы фискальных правоотношений для таких земель невозможно, так как территория располагается в постоянной собственности государства.

Сумма налогообложения разделяется пропорционально на всех граждан-пользователей.

Как упоминалось ранее, ЗОП – специфический раздел земельного права, а, следовательно, процедура налогообложения такой земли будет изменена.

Вне зависимости, кто владеет землёй – физическое или юридическое лицо – этот человек или предприятие должны платить лишь налог на возможные построенные сооружения. Если их нет, то выплата сбора заменяется выплатой аренды. В категории земель общего пользования есть пункт о путях сообщений, то есть дорогах.

Земельные территории

В случае с СНТ земельный налог обязаны платить все члены товарищества.

Нормативные акты о землях общего пользования

Все вопросы по поводу данного вида владения землёй решаются двумя документами: Земельным и Градостроительным кодексами. В них и находится информация о владении этими участками, незаконном захвате и эксплуатации. Также именно на Земельный кодекс РФ возлагается решение проблем регулировки и исполнения предписаний.

В дополнение к вышеперечисленным законодательным документам следует добавить и Гражданский кодекс, в котором сказано, что граждане имеют беспрепятственный доступ, могут находиться на территории общего пользования, эксплуатировать её возможности в соответствии с законом. Если на такой территории есть предприятие (или организация, зарегистрированная на физическое или юридическое лицо), то любой человек может присутствовать на территории предприятия при условии, что не будет портить имущество и не предоставит неудобств арендатору.

Земли, отнесенные к ЗОП

В законодательстве нет исчерпывающего перечня территорий, относящихся к землям общего пользования и конкретных прав на их использование. Традиционно под ними рассматриваются земли в населенных пунктах, которые специально предназначены для общего использования.

В юридической литературе часто справедливо обозначается, что массовому использованию поддаются также участки за пределами населенных пунктов, то есть ЗОП рассматривается в более широком смысле. Так, можно выделить не менее 3 категорий земель, которые используются неограниченным кругом лиц:

  1. Земли общего пользования в населенных пунктах, то есть участки, которые изначально имеют такой юридический статус. В их состав входят:
      пути сообщения: дороги, улицы, проезды, переулки, дворы многоквартирных домов и так далее;
  2. территории удовлетворения культурно-бытовых потребностей: парки, скверы, бульвары, площади;
  3. природные объекты: лесополосы, пляжи, водоемы;
  4. полигоны бытовых отходов, свободные незастроенные участки и другие территории, используемые для нужд населенных пунктов.
  5. Территории, на которых расположены леса, береговые полосы, охотничьи угодья. В этом случае право общего пользования на землю не зафиксировано, но оно вытекает из права использовать эти природные ресурсы. Например, согласно ст. 11 , граждане могут свободно находиться в лесах в любых личных целях, но пребывание без использования земли невозможно.
  6. Территории в значении, указанном в ст. 262 ГК, где право использования земель предусмотрено в отношении любого публичного участка (не только в населенных пунктах), доступ к которому не запрещен, а также любой территории в частной собственности, чей владелец не ограничил к нему доступ.

Варианты использования ЗОП

Самым распространенным нарушением земельного законодательства является самовольный захват и эксплуатация участков без оформления разрешения и правоустанавливающей документации. Ответственность за такие проступки предусматривается Кодексом об административных правонарушениях (КоАП, ст. 7.1). Если известна кадастровая стоимость захваченного участка, налагаются штрафы такого размера:

  • на граждан – от 1 до 1,5% кадастровой стоимости, но не меньше 5000 рублей;
  • на должностное лицо – от 1,5 до 2%, но не меньше 20000 рублей;
  • на юридическое лицо – от 2 до 3%, но не меньше 100000 рублей.

Если цена надела не определена, суммы штрафов составят:

  • для граждан – от 5000 до 10000 рублей;
  • для должностного лица – от 20000 до 50000 рублей;
  • для юридического лица – от 100000 до 200000 рублей.

При этом граждане, которые осуществляют на самовольно занятой территории неоформленную в установленный порядок предпринимательскую деятельность, будут нести ответственность как юридические лица. Наказание не ограничится одним штрафом, если на неоформленной в аренду или бессрочное пользование территории будет возведено или установлено какое-либо сооружение. Правонарушитель обязан за личный счет снести постройку, восстановив при этом изначальный вид участка.

Следить за соблюдением правил содержания, эксплуатации территорий общего использования обязан специально уполномоченный орган местной власти. В функции его сотрудников входит не только контроль за использованием территории, но также управление расположенными на них объектами недвижимости, принадлежащих государству.

Пользуясь участками общего назначения, надо учитывать, что эта земля является государственным имуществом. Приватизировать ее нельзя, но можно арендовать или получить в постоянное бесплатное пользование. При этом надо соблюдать правила эксплуатации таких участков, установленные законом, органами самоуправления иначе последует административное наказание.

Если у Вас остались вопросы, Вы можете их задать бесплатно юристам компании в форме, представленной ниже. Ответ компетентного специалиста поможет вам принять верное решение.

Земли общего пользования получить в собственность невозможно. Но существует два варианта пользования совместно с общественностью:

  1. Арендование.
  2. Безвозмездное бессрочное пользование.

Гражданским и земельным кодексом запрещено оформлять как частную собственность земельный участок, который относится к общему пользованию и является собственностью государства, независимо от того, каким образом происходит оформление — выкупом или проведением процедуры приватизации.

Особое внимание стоит уделить объектам, располагающимся на данных землях. Если есть в наличии капитальное строение, оформленное в качестве недвижимого имущества с обязательным прохождением регистрации права собственности, то данный участок можно через суд признать находящимся в собственности. В случае имущественных претензий предъявленных к уличному земельному участку, данное право работать не будет.

. Она оформляется собственниками капитальных строений, расположенных на общих участках. При оформлении арендного соглашения собственник строения, расположенного на участке, имеет право преимущества при заключении договора аренды.

Последующего права выкупа при аренде земли общего пользования не существует. Указание возможности выкупа в содержании договора считается незаконным. Арендование земель общественного пользования распространено в сфере правоотношений, где одной из сторон, заключающих договор, выступает юридическое лицо.

Собственность территории закрепляется на постоянной основе за государством и выражается в лице его субъектов или муниципальных образований. Граждане-пользователи могут законно распоряжаться находящимися на государственной территории строениями и ресурсами, а также претендовать на право переуступки права пользования землей новому владельцу здания.

Наиболее распространенным способом занятия этой земли является аренда. Для проведения процедуры нужно предоставить соответствующие документы в Горисполком населённого пункта, в котором хотите арендовать территорию:

  1. Паспорт арендатора.
  2. Распорядительный акт на объект.
  3. Кадастровый план участка.
  4. Квитанция об уплате госпошлины.

Однако при составлении договора не должно быть упоминания о возможной дальнейшей купле-продаже – это незаконная операция.

Акт об аренде может оформляться как и между физическим лицом и государством, так и между юридическим лицом и государством. Арендованную на территории общего пользования землю можно, как и любой участок, передавать по наследству, дарить. Однако в этом случае она перейдёт другому человеку тоже как арендованная или полученная на определенный срок земля. В этом случае оформляется переуступка права аренды – нужно произвести изменения в Едином государственном реестре прав на недвижимость.

Особенности пользования землей общего пользования

Если вы захотите оформить на себя участок, который принадлежит муниципалитету, в бессрочное пользование землёй (без арендования, без права унаследования, на неограниченный срок), то возможно это только с заключением договора между физическим лицом и государством либо с юридическим лицом, но при предоставлении исчерпывающей информации о владельце.

  1. Религиозные сооружения.
  2. Строительство по государственному заказу.
  3. Пополнение лесного фонда.
  4. Застройки любого типа, не имеющие статуса административных сооружений.
Еще по теме  Какой стаж нужен для получения звания Ветерана труда, законодательство, советы юристов

Документ, который составляется при передаче земельного надела в бессрочное пользование, регламентирован Гражданским кодексом Российской Федерации. При этой процедуре нужно предоставить:

  • паспорт/документы юридического лица;
  • кадастровые документы на нужный участок земли;
  • квитанция, подтверждающая выплату госпошлины.

Владеть земельным участком на законных основаниям может конкретный собственник, а вот пользоваться землей может любое лицо, которое получило на это разрешение от владельца. Распоряжаться по своему усмотрению вправе только юридический собственник земли. На основании таких полномочий выделяют несколько видов права пользования землей.

Собственность

Под правом собственности подразумевается право лица владеть, пользоваться и распоряжаться участком, которое зафиксировано юридически. Собственник выступает в роли субъекта права, а объектом в этом случае является сама земля.

Собственник земли получает право использовать все, что находится на поверхности его участка и под ним, по своему усмотрению, однако эти действия не должны быть противозаконными (ст. 261 ГК РФ).

Нормы ст. 260 ГК РФ гласят, что лица, у которых в собственности находится земля, могут:

  • оформить сделку купли-продажи и передать свое право собственности другому лицу;
  • подарить участок;
  • отдать в залог;
  • заключить договор аренды на пользование участком с другим лицом.

Особенности пользования землей общего пользования

Если в собственности находится участок, который предназначен только для сельскохозяйственных целей, то другая деятельность не может на нем осуществляться. Это касается и других территорий целевого назначения (п.2 ст. 260 ГК РФ).

Форма собственности может быть следующих видов:

  1. государственная;
  2. федеральная;
  3. региональная;
  4. муниципальная;
  5. частная.

Субъектами частной собственности могут быть как физические, так и юридические лица.

Полноправным собственником можно стать на гражданско-правовой основе или путем приватизации земли. В первом случае земля попадает в собственность в результате заключения сделок купли-продажи, дарения наследия и прочего. Приватизация заключается в переходе права собственности на государственное или муниципальное имущество к частным лицам.

и оно предоставляется только физическим лицам (

). Владелец земли имеет законное право передать право владения и пользования имуществом другому лицу по наследству (ст. 266 ГК РФ). Другие способы распоряжения имуществом не предусмотрены.

ГК РФ Статья 266. Владение и пользование земельным участком на праве пожизненного наследуемого владения

  1. Гражданин, обладающий правом пожизненного наследуемого владения (владелец земельного участка), имеет права владения и пользования земельным участком, передаваемые по наследству.
  2. Если из условий пользования земельным участком, установленных законом, не вытекает иное, владелец земельного участка вправе возводить на нем здания, сооружения и создавать другое недвижимое имущество, приобретая на него право собственности.

После вступления в действие ЗК РФ прекратилось предоставление земли на основании пожизненного наследуемого владения, но лица, ранее получившие участки по такому праву сохранили его за собой. Это изменение было установлено ст. 21 ЗК РФ, которая утратила силу с 01.03.2015 на основании Закона № 171-ФЗ.

Все лица, которые получили по наследству земли могли оформить на нее право собственности или аренды по своему усмотрению. Никакие разрешения для этого получать не нужно, гражданам только потребуется зарегистрировать свою собственность в соответствии со

ст. 131 ГК РФ

.

Особенности пользования землей общего пользования

Данное право перестает действовать, если:

  • владелец земли отказался от него в порядке, установленном ст. 53 ЗК РФ;
  • владелец лишается земли при наличии нарушений ее использования (ст. 54 ЗК РФ) и при наличии обстоятельств, перечисленных в ст. 45 ЗК РФ;
  • владелец оформил участок в собственность.

Законодательство

Регулирование вопросов использования земель общего пользования в рамках населенных пунктов осуществляется двумя ключевыми нормативными актами, первым из которых является Градостроительный Кодекс Российской Федерации, а вторым — Земельный Кодекс. Указанные нормативные акты занимаются полномасштабным регулирование всех вопросов, связанных с эксплуатацией любых земельных категорий, расположенных в населенном пункте. Кроме того, Земельный Кодекс Российской Федерации осуществляет контроль за соблюдением правил эксплуатации существующих земельных участков.

Градостроительный кодекс Российской Федерации дает подробную расшифровку понятия земель общего пользования, а также формулирует основные правила эксплуатации этого ресурса.

В рамках данного нормативного акта также происходит подробная расшифровка основных направлений, по которым может происходить эксплуатация конкретного земельного участка, отнесенного к той или иной категории.

Так как понятие земель общего пользования относится одновременно к двум сферам правоотношений — градостроительным и земельным, на них распространяется свое действие также и региональное законодательство. Этот уровень законодательства может использоваться в том случае, если региональные нормативные акты не входят в противоречие с федеральным законодательством.

Говоря о взаимодействии между собой регионального и федерального законодательства, можно отметить, что федеральное будет иметь первоочередное значение, если возникает конфликт между нормативными актами.

В то же время, если подобная возможность установлена на федеральном уровне, для выявления наиболее удачного варианта решения проблемы может осуществляться выбор тех нормативно-правовых норм, которые будут использоваться.

Самозахват и ответственность за нарушение права

Частым земельным правонарушением считается самозахват. Нарушителя привлекают к административной ответственности по статье 7.1 КоАП РФ. В кодексе самозахват определен следующим образом: самовольное занятие государственной территории и ее дальнейшее эксплуатирование без наличия соответствующих документальных разрешений.

Самозахватом надела также считается использование участка без подтверждающих документов.

Штрафная санкция за данное правонарушение по статье 7.1 КоАП назначается в следующей форме:

  • для физического лица денежный штраф от 500 рублей до 1 000;
  • для должностного лица штраф на сумму от 1 000 до 2 000 рублей;
  • для юридического лица денежный штраф от 2 000 до 20 000 рублей.

Если захватчик построил на земле самовольное строение, за собственный счет суд принудит его к уничтожению построенного и восстановлению первоначального вида участка.

Земля общего пользования находится в государственной собственности или принадлежит специализированным товариществам. Для личных нужд такую территорию можно арендовать или взять в безвозмездное бессрочное пользование, но с сохранением права общего предоставления. Претендент на землю обращается с соответствующим заявлением в администрацию, предоставляет пакет документов.

Собственность

Если говорить о правонарушениях, производимых в ЗОП, то чаще всего из предметов спора решаются дела о самозахвате таких участков. Подведомственные органы контролируют законность и незаконность действий владельцев земли через специально уполномоченные органы по этому вопросу. Они ревизуют все пункты, приведённые выше, и следят за состоянием объектов, которые находятся в собственности муниципалитета. Юристы опираются на нормативные акты, прописанные в кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации, где сказано, что:

  • самозахват территории или владение без надлежащих документов карается штрафом (от 500 до 200 000 рублей в зависимость от лица, совершившего нарушение);
  • должностные лица, которые выполняют контроль состояния и наличия всех документов: главный государственный инспектор по охране и эксплуатации земельных участков, главный инспектор по определённым объектам и главные городские и районные инспекторы по охране и пользованию землями;
  • разбирательству подлежат дела, в которых территория содержится в ненадлежащем состоянии, не ведутся мероприятия по охране природы, стройка сооружений без документов.

Согласно нормам Земельного кодекса РФ граждане могут обращаться при возникновении проблем в:

  • госземконтроль;
  • земельный контроль;
  • территориальное самоуправление.

Все споры о земельных участках производятся в судебном порядке. Суд выносит свой приговор на основе имеющихся у истца и ответчика доказательств. До того как дело будет принято к производству, его можно будет перенаправить в Третейский суд.

Нередким в судебной практике является вопрос постройки гаража на ЗОП. Бывает, что люди, увидев пустое место возле своего многоквартирного дома, решают там вроде и не в ущерб никому поставить гаражную постройку. В данном случае эта проблема может решиться согласованием спорных пунктов между владельцем постройки и соседями, которые выступают членами ТСЖ (товарищества собственников жилья) и являются совместными владельцами территорий, прилегающей к дому.

Во избежание проблем можно рассчитать, какая доля земли приходится на одного человека вашего жилого многоквартирного дома и занять эту законную часть, выделенную границами. Тогда необходимости в регистрации гаража нет. Если же все вышеупомянутые действия и договорённости не были совершены, то жильцы и муниципалитет могут признать постройку незаконной и подлежащей снесению.

  • прохода: тротуары, площади;
  • проезда: дороги, улицы, переулки;
  • пребывания: скверы, парки, бульвары, сады.

Как правило, они используются для развития муниципальной инфраструктуры и удовлетворения культурно-бытовых потребностей граждан, например, для отдыха и проведения массовых мероприятий.

Эти участки привлекают внимание предпринимателей, желающих разместить на них торговые и иные коммерческие объекты. Однако капитальное строительство зданий на таких землях запрещено, а действующие в населенных пунктах градостроительные регламенты, согласно пп. 2 п. 4 ст. 36 ГрК, на эти территории не распространяются. Более того, в собственность граждан они передаваться не могут.

Чаще всего использование ЗОП в коммерческих целях осуществляется на условиях краткосрочной аренды. Например, в Казани на этом основании арендаторы размещают объекты мелкорозничной торговли вдоль дорог и остановок общественного транспорта, в парках и скверах, на площадях и бульварах.

Договора аренды могут заключаться с предпринимателями на конкурсной основе. Сроки аренды в каждом городе отличаются. Например, в Москве он может составлять не более 1 года. Размер оплаты тоже определяется в каждом населенном пункте отдельно.

Другое дело, когда ЗОП не являются публичными местами. Так, предметом множественных споров является земля общего пользования между соседями. Часто конфликты возникают между членами садовых товариществ и кооперативов, когда один из членов, например, передвигает ограждение участка, ограничивая проезд/проход других участников. Эти действия незаконны, поэтому гражданам приходится доказывать свою правоту в градостроительных инспекциях и суде.

Самовольное занятие территории может быть квалифицировано как административное правонарушение по ст. 7.1 , что приведет к наложению штрафа. Его размер зависит от того, определена ли кадастровая стоимость земли. Если КС установлена, штраф составит:

  • для физических лиц – 1 – 1,5% кадастровой стоимости, но не менее 5 тыс. рублей;
  • для чиновников – 1,5 – 2%, но не менее 20 тыс. рублей;
  • для организаций – 2 – 3%, но не менее 100 тыс. рублей.
Еще по теме  Почему так важны консультации по продаже земли

При отсутствии сведений о КС размер штрафа составит:

  • для физических лиц – 5 – 10 тыс. рублей;
  • для чиновников – 20 – 50 тыс. рублей;
  • для организаций – 100 – 200 тыс. рублей.

При самовольном занятии части земельного участка штраф будет присужден соразмерно захваченной территории. Если действия совершили лица, осуществлявшие коммерческую деятельность, в части применения санкций они приравниваются к организациям.

Незаконный захват земли общего пользования не является редкостью. Сдвиг забора, незаконная постройка за его пределами, расширение пахотной территории — такие случаи бывают достаточно часто.

Законодательство указывает, что в случае самовольного расширения территории, назначаются штрафы:

  • от 500 рублей до тысячи для физических лиц;
  • от одной до двух тысяч — для должностных лиц;
  • от двух до 20 тыс. — для юридических.

Жалоба на захват, незаконное строение или иное нарушение подается в уполномоченные органы местной администрации. Такие заявления принимаются от любых лиц, как юридических, так и физических. Однако важным условием становится правильное оформление документа.

Общая собственность и её виды

Получение или приобретения в совместное владение земли происходит без указания доли, отведенной каждому из правообладателей. Это означает, что каждый законный владелец несет равные права и обязанности в отношении участка, вправе получать свою часть доходов от эксплуатации участка и нести расходы на его содержание.

Правовой режим совместной собственности может возникать в следующих случаях:

  • если по гражданской сделке земельный объект приобретают супруги, в этом случае надел признается совместно нажитым имущественным активом;
  • если выделение земли из государственного или муниципального фонда осуществляется в пользу всех членов семьи или группы граждан;
  • если земля была предоставлена в общее пользование и эксплуатацию некоммерческим товариществам садоводов, огородников и т.д.

В перечисленных случаях для подтверждения права необходимо пройти регистрационную процедуру в отношении единого участка. Межевой план на земельный надел, который будет являться основанием для регистрационных действий в службе Росреестра, будет содержать определенные границы без указания отдельных частей участка для каждого правообладателя.

Мужчина держит в руках бумажный домик

Совместное пользование землей подразумевает следующие особенности:

  1. каждый правообладатель обязан соблюдать разрешенный вид пользования землей (например, участок сельхозназначения может использоваться только для соответствующих целей, а возведение на нем производственного объекта запрещено для каждого владельца);
  2. в любых формах распоряжения землей принимают участие все законные владельцы – выступают в качестве продавцов, дарителей, арендаторов и т.д.;
  3. для изменения характеристик участка (например, категории земли или вида разрешенного использования) требуется единогласное решение всех правообладателей;
  4. эксплуатация земли осуществляется на равных основаниях, а при возникновении споров может утверждаться порядок пользования участком в документальной форме (при разногласиях между правообладателями порядок пользования может утверждаться в судебном порядке).

Изменение правового режима совместного владения может происходить по требованию любого владельца. Необходимо учитывать, что каждый правообладатель может потребовать фактического выдела своей части земли, при этом для остальных собственников может сохраняться совместная форма. Для выделенного участка будут определены собственные границы, он будет поставлен на кадастровый учет в ЕГРН в качестве самостоятельного объекта недвижимости.

В случае если третьими лицами предъявляются претензии, связанные с пользованием земельным наделом, ответчиками будут выступать одновременно все собственники. Например, если речь идет о компенсации расходов окружающей среде, вызванных нарушением правил землепользования, штрафные санкции будут взысканы в солидарном порядке со всех правообладателей.

Возникновение долевой формы владения может происходить напрямую при получении или приобретении надела, либо в процессе совместного владения. Из совместного пользования доли отдельных собственников могут формироваться следующим образом:

  1. при совершении сделки купли-продажи покупатели вправе сами определять размер долей для каждого будущего владельца, это условие указывается в договоре и будет зафиксировано в ЕГРН;
  2. при заключении соглашения о распределении долей, они устанавливаются в равном размере, если иное не решат сами правообладатели по обоюдному согласию;
  3. отступление от принципа равенства долей может происходить в случаях, если один из владельцев производит существенные вложения денежных средств в улучшение характеристик и свойств земли.

Для определения размера каждой доли требуется проведение кадастровых работ и изготовление межевого плана. Эти полномочия принадлежат профессиональному кадастровому специалисту – инженеру, а в ходе межевых работ границы долей определяются исходя из соглашения сторон, условий договора купли-продажи, резолютивной части судебного акта. После распределения долей или приобретения земли в такой форме, возникающее право подлежит регистрации в службе Росреестра.

Каждому дольщику выдается правоустанавливающий документ – выписка из госреестра ЕГРН. При возмездном распоряжении землей, на которую установлен долевой режим, соблюдается правило о предварительном уведомлении каждого дольщика. Другие собственники могут воспользоваться правом преимущественного выкупа на условиях, предусмотренных договором продажи (изменение этих условий после направления уведомления не допускается, в том числе в отношении стоимости доли).

После этого договор отчуждения долей должен был удостоверен в нотариальной конторе, без этого регистрационная процедура завершиться вынесением отказа. После регистрации отчуждения доли новый владелец приобретает полноценное право пользование в пределах своей части участка.

Право собственности на земельные участки регулируется положениями в сфере земельного и гражданского оборота.

Общая собственность на земельный участок относится к виду частной собственности.

Содержание этого правового института так же, как и в случае с частной собственностью, включает три правомочности:

  1. Право на владение землёй означает её правовой статус как принадлежащей лицу на законных основаниях вследствие регистрации в Росреестре недвижимости. Владение распространяется на верхний плодородный шар, на природные объекты, которые находятся на участке и на пространство под и над участком, необходимое для его освоения. В случае совместного владения собственниками выступают в кадастре недвижимости несколько субъектов. Кроме того, право владения подразумевает оплату налогов за землю, освоение ресурсов, установку границы, которая проводится совместно всеми владельцами в различных или в одинаковых долях. Совместное владение предполагает и защиту земли от незаконных посягательств
  2. Право на пользование участком — это право удовлетворять свои потребности с помощью земельного участка, получать с него урожай и использовать по целевому назначению. Законные владельцы земли имеют право вести на ней хозяйственную деятельность, если на участке есть полезные ресурсы или ископаемые — добывать их и использовать, возводить на участке постройки. Общая собственность на земельные участки означает коллективное целевое их использование по назначению, не ущемляя интересы и права друг друга. Доходы и расходы на поддержание участка в надлежащем виде, пригодном к использованию, равномерно распределяются между собственниками поровну или зависимо от их доли в собственности.
  3. Распоряжение подразумевает под собой право определения дальнейшей юридической или фактической судьбы земельного надела. Законодательство предусматривает различные виды его отчуждения. В случае с совместной собственностью решение принимается коллективно и с учётом мнения каждого землевладельца.

Институт общей собственности отличается множественностью участников, поэтому он занимает промежуточное положение между личной собственностью и вещными правами на чужое имущество, так как участник права собственности хоть и имеет указанные выше права на участок, не может единолично распорядиться землёй.Ограничения возникают благодаря наличию права собственности у нескольких лиц и имеют следующие признаки:

  • они являются производными от права собственности — основываются только на законе, в случае с земельным наделом — с получением необходимых правоустанавливающих документов на совместное владение;
  • ограничение прав по содержанию в сравнении с единоличной собственностью — наличие меньшего количества правомочностей, так как каждое юридически важное решение можно принять только коллективно;
  • осуществляются в определённых пределах — допустим, распоряжение только своей долей урожая;
  • права продолжают существовать при смене владельца другой доли — допустим, участок был приобретён за паевые взносы, при смене одного владельца, права другого остаются в прежнем объёме;
  • на право общей собственности распространяется судебный способ защиты в случае незаконного посягательства.

Общая собственность подразделена на следующие группы:

  1. С выделением доли каждому из совладельцев — при определении части имущества каждого владельца. Каждый собственник несёт ответственность, платит налог и имеет право на урожай только в пределах своей доли.
  2. Без выделения долей — проявляется в совместном землепользовании. Она актуальна, когда невозможно определить долю каждого владельца по решению судебного органа или на условиях договора.

Объект недвижимости, расположенный на неделимом земельном участке, может быть приобретен на праве общей долевой собственности или аренды с множественностью лиц на стороне арендатора, при этом учитываются доли в праве собственности на здание. Для приобретения права общей собственности на земельный участок все участвующие стороны должны совместно обратиться в государственный орган местного самоуправления с заявлениями о приобретении прав собственности на земельный участок (ст. 245 ГК РФ), к заявлениям необходимо приложить кадастровый паспорт объекта.

Кому они принадлежат в садоводческих товариществах (СНТ)?

СНТ представляет собой садоводческое некоммерческое товарищество, которое распоряжается землями сельскохозяйственного назначения. Недвижимое имущество в СНТ распределяется согласно статье 28 Закона об СНТ:

  • все земли принадлежат одному юридическому лицу, организатору СНТ;
  • общая собственность членов объединения (земля принадлежит всем, но распределена по участкам).

На данные участки допускается оформление прав на собственность, арендование запрещено.

Члены СНТ могут выбрать право приватизации принадлежит членам СНТ. Если используется оформление общей собственности, то допускается совместная и долевая собственность.

Право собственности оформляют через общее заявление с согласия всех членов товарищества. Это подтверждается протоколом собрания членов товарищества. Но существуют участки общего пользования, которые невозможно приватизировать. Если такие участки выделяются СНТ на правах бессрочного пользования, то оно не прекращает своего действия без желания СНТ.

Отдельным пунктом, который стоит рассмотреть, является вопрос земель общего пользования в контексте СНТ. В данном вопросе – это все территории, принадлежащие садоводческому или огородническому кооперативу:

  • дороги возле участков;
  • водоёмы;
  • береговая линия;
  • леса;
  • проходы;
  • улицы.

В них не входят только участки садоводов (дома, дворы и приусадебные территории), оформленные на физическое лицо. Всё остальное в коллективном пользовании членов объединения.

Товарищество по отношению к территориям этого вида должно подавать нужные документы в срок, продлевать договора в Горисполкоме, иначе земли перейдут в государственную собственность. Из-за этого придётся решать новые проблемы – брать в аренду проездные части или оформлять новые договоры.

Дачные дома, земельные участки

Коттеджный посёлок с организацией СНТ должен обладать правоустанавливающим актом, который подтверждает владение территорией. Если указано «передача земель на право пользования», то в переоформлении сектора владения не нуждаются. Если же такой фразы нет, то в срочном порядке нужно идти и регистрироваться. Чаще это оформление решения о передаче земли в собственность.

Еще по теме  Порядок оформления земли в собственность - получение документов на право собственности

Что входит в категорию общественных земельных участков?

Для удовлетворения гражданских потребностей законодательство выделяет особые территории для общего пользования. Статус земли позволяет гражданам находиться на ней на законных основания, позволяет свободно использовать располагающиеся на ней объекты и ресурсы.

  • улицы;
  • площади населенных пунктов;
  • набережные;
  • скверы и бульвары;
  • общественные пляжи, водные объекты и парки;
  • проезды и автодороги;
  • общественные парковки, автобусные остановки и прочее.

Граждане в соответствии с земельным законодательством и правовым режимом имеют возможность использовать данные территории, расположенные на них природные и технические объекты.

Земли общего пользования запрещено передавать в индивидуальную собственность. Некоторые объекты могут быть переоформлены во временное использование (сданы в аренду) с учетом того, что новый владелец не будет ограничивать право общественного использования территории (ее первоначального предназначения).

По мнению некоторых, особенности уплаты налога с земель общего пользования зависят от того, находится ли участок в аренде. Однако у этой позиции нет нормативного подтверждения. Согласно ст. 388 , плательщиками земельного налога являются граждане и организации, в чьей собственности/владении находятся ЗОП.

Земельные участки общего пользования, как упоминалось выше, принадлежат государству или муниципальным образованиям. Гражданское законодательство не относит государство и муниципальные образования к организациям и уж тем более к физическим лицам.

Пока ЗОП не перейдут в собственность граждан или юридических лиц, отсутствует плательщик земельного налога. Эту позицию подтверждает

Иная ситуация в отношении земель общего пользования садовых некоммерческих товариществ. В этом случае земля – собственность СНТ, поэтому необходимость платить земельный налог зависит от того, за счет чего образованы общие территории. Если они образованы посредством целевых взносов, налог пропорционально распределяется между членами СНТ, если за счет средств фонда СНТ – налог платит товарищество.

Какой срок отводится для внесения конкретной суммы в налоговую инспекцию прописан в статье под номером №397-НК. Внести платёж нужно не позднее 1 декабря будущего года.

Иначе дело обстоит с юридическими лицами, организациями. Сроки перечисления денег и внесение авансовой суммы регулируется муниципалитетом. Дата оплаты налога 1 февраля следующего года. Последний платёж за пользование земельным участком в СНТ нужно перечислить за 2020 год. Аванс необходимо внести за текущий год.

Способы оплаты:

  • Перечислить деньги на расчётный счёт налоговой службы.
  • Заплатить с лицевого счёта.
  • Осуществить декларационный платёж.

Если налогоплательщик будет уклоняться от уплаты, либо просрочит платёж, его ждут штрафные санкции. Если владелец земельного участка и плательщик юридическое лицо, земельный налог для СНТ будет компенсироваться за счёт взносов собственников личных территорий. С 2019 года взносы обязаны платить как члены садового некоммерческого товарищества, так и собственники наделов.

Собственность

Если на территории участка земель общего пользования находится капитальное строение, юридическое лицо или гражданин, владеющий этим объектом, имеет право арендовать надел (ЗК, ст. 39.20 п. 1). На недвижимость при этом должно быть оформлено право собственности, само сооружение законно зарегистрировано государственными органами. Срок аренды – до 49 лет.

Владелец здания имеет право на любые правовые действия со своей недвижимостью – продавать, дарить, передавать по наследству. При этом земля под объектом по-прежнему будет принадлежать государству. Поскольку законодательством запрещено приобретать такие участки в частную собственность, при смене собственника на нового владельца оформляется переуступка права аренды. Перезаключать арендный договор не требуется, но обязательно вносят изменения в Единый госреестр прав на недвижимость.

Если помещениями здания, которое расположено на участке, владеют сразу несколько лиц, они имеют право арендовать землю со множественностью лиц на стороне арендатора (ЗК, ст. 39.20). Аналогичный вид найма применяется, когда на неделимых земельных участках построены несколько объектов недвижимости, принадлежащих разным правообладателям. При этом обращаться с заявлением об аренде надела в уполномоченные органы может любой из заинтересованных владельцев помещения или здания.

Деревянный забор, тропинка

С момента подачи заявления об аренде представители соответствующих органов обязаны на протяжении 30 дней направить проект договора всем собственникам построек и помещений. Владельцам также отводится 30 дней на подписание арендного договора со дня направления проекта. Если кто-либо из правообладателей отказался его подписывать, представители уполномоченных органов обязаны через 3 месяца обратиться в местную судебную инстанцию с требованием о принуждении собственника заключить арендное соглашение.

Отсутствие строгого определения земель общего пользования позволяет муниципальным органам власти утверждать свои правила эксплуатации таких территорий для развития местной инфраструктуры. Эти нормативно-правовые акты регламентируют установку, использование временных некапитальных сооружений. Например, гаражей, торговых павильонов, киосков, летних кафе. Под такие объекты отводятся отдельные зоны с четко установленными границами и местоположением, с возможностью оформления краткосрочной аренды.

Как и куда подать заявление?

Подача заявления на предоставление земель общего использования осуществляется в уполномоченных административных органах власти (согласно статье 39.2 ЗК РФ).

Статья 39.2 ЗК РФ. Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, уполномоченные на предоставление земельных участков

Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 911 настоящего Кодекса (далее — уполномоченный орган).

Заявление подается несколькими способами:

  1. личное посещение;
  2. передача пакета документов через МФЦ;
  3. передача документов заказным письмом почтой.

В ситуации с землей общего использования предпочтительнее посетить администрацию самостоятельно. Госслужащие проконсультируют о необходимых документах, просчитают шансы на получение положительного результата.

  • удостоверение личности заявителя;
  • документ, который обосновывает принадлежность заявителя к льготной категории граждан;
  • документы на постройку (при наличии объекта на участке);
  • межевые документы, если заявитель пользуется им;
  • кадастровый паспорт или выписка на землю.

Для каждого документа делается копия. Подробнее о перечне необходимых документов для каждой категории граждан-заявителей можно узнать в приемной администрации или на официальном сайте многофункционального центра.

Заявление не требует нотариального оформления. Нотариус потребуется для оформления доверенности, если заявитель будет предоставлять документы через доверенное лицо. Процедура подачи для граждан не облагается государственными пошлинами и является бесплатной.

Пользователь вправе подать заявку на арендование государственного надела. В ответ администрация должна объявить аукцион на предоставлении участка в аренду. Если в течение месяца дополнительных желающих не находится, то аукцион закрывают и оформляют соглашение с первым заявителем.

Арендное соглашение заключает с администрацией в течение 14 рабочих дней. Срок рассмотрения заявки на безвозмездное предоставление надела льготным категориям граждан составляет до 30 рабочих дней.

Определение и правовые признаки

Общая собственность на землю без внутреннего разграничения между её субъектами имеет несколько доверительный характер, так как все владельцы пользуются имуществом вместе, их права распространяются на весь земельный надел и на плоды, принесённые в результате ведения хозяйства.

Обязанности совладельцев земли:

  • поддерживать участок в состоянии, пригодном для ведения на нём хозяйства в соответствии с его целевым назначением;
  • не нарушать права совладельцев и вести добрососедские отношения;
  • вносить плату за недвижимость в виде земельного налога;
  • финансовое участие в затратах, необходимых для улучшения свойств участка, для постройки на нём зданий и в ремонтных работах;
  • несение ответственности перед третьими лицами в отношении надела;
  • в случае продажи одним совладельцем выделенной части нужно составить письменное уведомление других собственников о своём намерении, с указанием цены и других важных условий;
  • на заключение сделок с землёй необходимо нотариально заверенное согласие всех собственников;
  • нести субсидиарную ответственность — при недостаточном имуществе у одного из собственников кредитор имеет право претендовать на часть его совладельца;
  • нести личную ответственность за нарушение совместного использования имущества.

Порядок пользования и оформления в собственность земельного участка в долевой собственности

Права участников совместного землепользования:

  • на равные условия землепользования с другими совладельцами;
  • оспаривать сделки, заключённые самостоятельно другими совладельцами;
  • на плоды и результаты ведения хозяйства;
  • на пользование в полном объёме участком и постройками, даже если другие участники вкладывают в них деньги;
  • на первоочередной выкуп части земли другого совладельца;
  • предъявление иска в судебный орган в случае нарушения прав другими совладельцами или иными лицами;
  • участвовать в собраниях, которые проводятся объединением;
  • выбирать главу хозяйствования и быть выбранным на эту должность;
  • подавать коллективные иски, объединившись с другими владельцами;
  • отказ от права собственности с определением своей доли земли и возможной её продажей;
  • при отчуждении надела участником объединения землепользователей приобретатель имеет возможность приобрести права на общее имущество, взносы на которое вносились предыдущим владельцем;
  • на часть состояния при проведении ликвидационной процедуры в отношении объединения;
  • на денежную компенсацию при желании отказаться от совместного владения.

Проходя по улицам, отдыхая в скверах и проезжая на автомобилях по дорогам, мы реализуем свое право пользования землями общего пользования.Оно вытекает из положений Гражданского, Градостроительного и Земельного кодексов, но конкретики в определении правового режима таких земель недостаточно.

Не определен исчерпывающий перечень объектов, входящих в их число, нет единообразной судебной практики по поводу их передачи в аренду, наконец, нет возможности для судебной защиты самого субъективного права на использование общественных земель.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону . Это быстро и бесплатно !

В российском законодательстве нет отдельно выделенного, четкого определения земли общего пользования. Однако в статье 8 Земельного и статье 1 Градостроительного Кодекса РФ приводится перечень участков этой категории:

  • улицы, бульвары, площади;
  • парки, скверы;
  • проезды, автомобильные дороги;
  • набережные, пляжи, береговые зоны водных объектов.

Анализируя законодательство, можно выделить такие правовые признаки земель общего пользования:

  • входят в состав населенных пунктов, разных территориальных зон;
  • относятся к государственной или муниципальной собственности;
  • общедоступны для всех граждан (ГрК, ст. 1 п. 12);
  • предназначены для удовлетворения общественных интересов социально-экономического, бытового, рекреационного, культурно-оздоровительного характера;
  • в документации по планировке территории обозначены красными линиями (ГрК, ст. 1 п. 11).

При отсутствии одного из этих признаков земельный участок будет относиться к другой категории с соответствующим правовым режимом. Границы территориальных зон, правила землепользования утверждаются нормативными актами органов местного самоуправления, государственной власти субъектов РФ.

Землю общего пользования нельзя приватизировать, но согласно Земельного Кодекса такие участки можно арендовать или получить в постоянное (бессрочное) пользование. При этом должен сохраняться принцип общедоступности и удовлетворения публичных интересов.

Загрузка ...