Горячая линия бесплатной юридической помощи:
Москва и область:
Москва И МО:
+7 (499) 653-60-72 (бесплатно)
Санкт-Петербург и область:
СПб и Лен.область:
+7 (812) 426-14-07 (бесплатно)
Регионы (вся Россия):
8 (800) 500-27-29 (бесплатно)

Статья 9. Организация и проведение плановой проверки || Предметом внеплановой проверки является

Законные основания проведения проверок

Закон № 294-ФЗ регулирует отношения в области организации и осуществления государственного (муниципального) контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при его осуществлении (п. 1 ст. 1 Закона № 294-ФЗ).

Однако данный закон не распространяется на проведение налогового контроля, на проведение оперативно-розыскных мероприятий, на прокурорский надзор и т.д. (п. 3 и 3.1. Закона № 294-ФЗ).

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsru

Данная статья посвящена проверкам, проводимым органами надзора в сфере здравоохранения в отношении медицинских и фармацевтических организаций, под которыми понимаются юридические лица независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие медицинскую или соответственно фармацевтическую деятельность. К медицинскими и фармацевтическим организациям также приравниваются индивидуальные предприниматели.

Закон № 294-ФЗ полностью распространяется на проведение проверок Роспотребнадзором. Данный закон однако применяется с особенностями, установленными иными федеральными законами при осуществлении лицензионного контроля, надзора за соблюдением трудового законодательства, контроля в области пожарной безопасности и других форм контроля (п. 4 ст. 1 Закона № 294-ФЗ).

коап

Предметом внеплановой проверки является соблюдение медицинской организацией в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда (ч.1 ст. 10 Закона № 294-ФЗ).

Законодатель четко указывает, в каких случаях возможны внеплановые проверки в сфере здравоохранения* (п.2 ст. 10 Закона № 294-ФЗ):

  • Истечение срока исполнения медицинской организацией ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения;
  • Приказ (распоряжение) руководителя контролирующего органа в соответствии с поручениями Президента РФ, Правительства РФ и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
  • Выявление при проведении мероприятий без взаимодействия с проверяемым лицом при осуществлении видов государственного контроля (надзора) в рамках риск – ориентированного подхода, параметров деятельности проверяемого лица, соответствие которым или отклонение от которых согласно индикаторам риска является основанием для проведения внеплановой проверки;
  • Поступление в контролирующие органы заявления от медицинской организации о предоставлении правового статуса, специального разрешения (лицензии) на право осуществления отдельных видов деятельности или разрешения (согласования) на осуществление иных юридически значимых действий, если проведение соответствующей внеплановой проверки такой организации предусмотрено правилами предоставления правового статуса, специального разрешения (лицензии), выдачи разрешения (согласования);
  • Мотивированное представление должностного лица контролирующего органа по результатам анализа мероприятий по контролю без взаимодействия с проверяемым лицом*, рассмотрения или предварительной проверки поступившей в контролирующие органы информации о следующих фактах:
    • Возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде…, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
    • Причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, …возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
    • Нарушение прав потребителей (в случае обращения в органы Роспотребнадзора граждан, права которых нарушены, при условии, что заявитель обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к проверяемому лицу и такое обращение не было рассмотрено либо его требования не были удовлетворены).

Особенности оснований проведения проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами при осуществлении, в частности, лицензионного контроля, надзора за соблюдением трудового законодательства, контроля в области пожарной безопасности и т.д.

Nota bene! С 1 января 2017 года: составляется акт о невозможности проведения внеплановой выездной проверки и в течение 3 месяцев со дня его составления орган контроля вправе принять решение о проведение в отношении такого проверяемого лица внеплановой выездной проверки без предварительного уведомления проверяемого лица, если проведение внеплановой выездной проверки оказалось невозможным:
  • в связи с отсутствием ИП (его уполномоченного руководителя), руководителя или иного должностного лица юридического лица;
  • с фактическим неосуществлением деятельности проверяемого лица;
  • в связи с иными действиями (бездействием) проверяемого лица, повлекшего невозможность проведения проверки.

*Более подробно с информацией о мероприятиях по контролю без взаимодействия Вы можете ознакомиться в нашей статье: «О новом виде государственного контроля (надзора) – мероприятиях по контролю без взаимодействия с юридическими лицами и немного о контрольной закупке».

Еще по теме  Претензия по договору поставки

В предыдущем разделе настоящей статьи был перечислен ряд базовых оснований согласно Закону № 294-ФЗ для проведения внеплановых проверок. Однако только по некоторым из них предусмотрено обязательное согласование с прокуратурой, а именно мотивированное представление должностного лица контролирующего органа по результатам анализа мероприятий по контролю без взаимодействия с проверяемым лицом, рассмотрения или предварительной проверки поступившей в контролирующие органы информации о следующих фактах:

  • Возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде…, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • Причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, …возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

О проведении внеплановой выездной проверки медицинская и (или) фармацевтическая организации уведомляются органом контроляне менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом*, за исключением описанных ниже случаев.

В случае, если основанием для проведении проверки послужило обращение граждан о нарушение прав потребителей или поступление информации о возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, то уведомление медицинской и (или) фармацевтической организаций производится менее чем за 24 часа до начала проведения проверки.

Статья 9.  Организация и проведение плановой проверки || Предметом внеплановой проверки является

В случае, если в результате медицинской и (или) фармацевтической организаций причинен или причиняется вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, а также возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, предварительного уведомления о начале проведения внеплановой выездной проверки не требуется вовсе.

Nota bene! С 1 января 2017 такое уведомление о проведении внеплановой проверки направляется органом контроля в том числе посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты проверяемого лица, если такой адрес содержится соответственно в едином государственном реестре юридически лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей ранее был предоставлен проверяемым лицом в орган контроля.

Виды и формы проверок

Проверки делятся на два вида: плановые и внеплановые, которые проводятся в форме документарной или выездной проверки.

Общие сроки и периодичность проверок

Сроки проведения внеплановых проверокне могут превышать 20 рабочих дней. Срок внеплановой проверки, в отличие от плановой выездной проверки не может быть продлен.

Действующее законодательство не устанавливает периодичность внеплановых проверок. Таким образом, в отношении медицинской организации внеплановая проверка может быть проведена каждый раз при возникновении оснований для ее проведения.

Согласование внеплановой проверки с органами прокуратуры

Контролирующий орган подготавливает мотивированное представление о назначении внеплановой проверки, если в ходе проведения предварительной проверки:

  • будут установлены лица, допустившие нарушение обязательных требований;
  • получены достаточные данные о нарушении обязательных требований;
  • либо получены достаточные данные о фактах возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, … или причинения вреда жизни, здоровью граждан…, или нарушения прав потребителей

seo_2

Предварительная проверка, внеплановая проверка прекращаются, если после их начала:

  • выявлена анонимность обращения или заявления, явившихся поводом для её проведения;
  • установлены заведомо недостоверные сведения, содержащиеся в заявлении или обращении.

Если же в ходе проведения предварительной проверки выявляется факт заведомо ложных сведений в заявлении (обращении) лиц, то контролирующий орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании с такого лица расходов, понесенных контролирующим органом в связи с рассмотрением подобного заявления (обращения).

  • Уведомление медицинской (фармацевтической) организации о начале проведения плановой проверки.
  • Вручение копии приказа (распоряжения) о проведении проверки уполномоченному лицу организации одновременно с предъявлением служебных удостоверений.
  • Проверка органами контроля документов, помещений, оборудования, непосредственно относящихся к предмету, целям и задачам проверки.
  • Принятие акта проверки и (или) предписания об устранении нарушений.
  • Внесение записи о проведении проверки в журнал проверок.
  • Беспрепятственно иметь доступ к помещению медицинской организации;
  • Требовать предоставление документов, относящихся к предмету, целям и задачам проверки;
  • Принимать меры в отношении фактов нарушений, выявленных при проведении проверки;
  • Иные полномочия в соответствии с Законом № 294-ФЗ, административными регламентами данного органа и иными нормативно-правовыми актами.

Согласно статье 18 Закона № 294-ФЗ в обязанности должностных лиц органа государственного контроля входит:

  • Согласовывать проведение проверки с органами прокуратуры в установленных случаях;
  • Проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей, выездную проверку только при предъявлении служебных удостоверений;
  • Знакомить руководителя, иное уполномоченное лицо организации с результатами проверки;
  • Учитывать при определении мер соответствие тяжести нарушений, их потенциальной опасности для жизни, здоровья людей;
  • Соблюдать сроки проведения проверок;
  • Иные обязанности согласно Закону № 294-ФЗ.
Еще по теме  Стоит ли жить бывшим супругам вместе после развода

Орган государственного контроля и их должностные лица в случае ненадлежащего исполнения соответственно функций, служебных обязанностей, совершения противоправных действий (бездействия) при проведении проверки несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Вред, причиненный медицинской организации вследствие неправомерных действий (бездействия) должностных лиц органа контроля, подлежит возмещению, включая упущенную выгоду (неполученный доход), в соответствии с гражданским законодательством (ст. 22 Закона № 294-ФЗ).

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

Защита прав медицинских организаций осуществляется в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Об анонимных обращениях

Не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в контролирующий орган.

При этом, если информация, изложенная в таком обращении, является основанием для проведения внеплановой проверки, контролирующий орган при наличии у него обоснованных сомнений в авторстве подобного обращения или заявления обязан принять разумные меры к установлению обратившегося лица.

Обращения и заявления, направленные в форме электронных документов, могут служить основанием для проведения внеплановой проверки при условии, что они были направлены с использованием средств информационно – коммуникационных технологий, предусматривающих обязательную авторизацию заявителя в единой системе идентификации и аутентификации.

Обязанности должностных лиц органа государственного контроля (надзора)

С 1 января 2017 года контролирующие органы могут проводить предварительную проверку поступившей информации в том случае, если при рассмотрении поступивших обращений и заявлений отсутствует достоверная информация (частью 3.2 статьи 10 Закона № 294-ФЗ):

  • о лице, допустившем нарушение обязательных требований;
  • о достаточных данных о нарушении обязательных требований;
  • либо о фактах возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, … или причинения вреда жизни, здоровью граждан…, или нарушения прав потребителей.

В ходе проведения предварительной проверки контролирующими органами:

  • принимаются меры по запросу дополнительных сведений и материалов (в том числе в устном порядке) у направившего обращение (заявление) лица;
  • проводится рассмотрение документов проверяемого лица, имеющихся в распоряжении контролирующего органа;
  • при необходимости проводятся мероприятия по контролю без взаимодействия с проверяемым лицом и без возложения обязанности на указанных лиц обязанности по предоставлению информации и исполнению требований контролирующих органов;
  • могут быть запрошены у проверяемого лица пояснения в отношении полученной информации.

Представление пояснений и иных документов в рамках проведения предварительной проверки для проверяемого лица является не обязательным. По результатам предварительной проверки меры по привлечению к ответственности проверяемого лица не принимаются.

Согласно статье 15 Закона № 294-ФЗ при проведении проверок должностные лица органа контроля не вправе:

  • Проверять выполнение обязательных требований, которые не относятся к полномочиям органа контроля, от имени которых действуют эти должностные лица;
  • Осуществлять внеплановую проверку, в случае отсутствия при ее проведении уполномоченного лица медицинской (фармацевтической) организации, за исключением случая, когда имеется угроза причинения вреда или вред здоровью и жизни граждан;
  • Превышать установленные сроки проведения проверки;
  • Иные ограничение согласно Закону № 294-ФЗ.

Руководитель организации или иное уполномоченное лицо при проведении проверки имеют право:

  • Непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
  • Получать от органа контроля, их должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки в соответствии с Законом № 294-ФЗ;
  • Знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органа контроля;
  • Обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органа контроля, повлекшие за собой нарушение прав медицинской организации при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • Знакомиться с документами и (или) информацией, полученными контролирующими органами в рамках межведомственного взаимодействия от иных публичных органов, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация;
  • Представлять документы и (или) информацию, запрашиваемую в рамках межведомственного взаимодействия по собственной инициативе;
  • Иные права, предусмотренные Законом № 294-ФЗ.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

Руководитель организации или иное уполномоченное лицо при проведении проверки обязаны:

  • Обеспечить присутствие руководителей, иных уполномоченных лиц;
  • Обеспечить должностным лицам органа контроля доступ на территорию медицинской организации;
  • Предоставить документы, информацию, образцы продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, которые являются объектами проверки или относятся к предмету проверки;
  • Выполнять иные обязанности, предусмотренные Законом № 294-ФЗ.

Непосредственно после завершения проверки должностными лицами контролирующего органа составляется акт в двух экземплярах. Типовая форма акта проверки утверждена Приказом Министерства экономического развития РФ от 30 апреля 2009 г. № 141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

mce-s3-button

Один экземпляр акта проверки с копиями приложений вручается руководителю медицинской организации или его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля.

Еще по теме  Не является совместно нажитым имуществом

С 10 января 2016 года при наличии согласия проверяемого лица на осуществление взаимодействия в электронной форме в рамках государственного контроля (надзора) или муниципального контроля акт проверки может быть направлен в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, составившего данный акт, руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю.

При этом акт, направленный в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, составившего данный акт, проверяемому лицу способом, обеспечивающим подтверждение получения указанного документа, считается полученным проверяемым лицом.

В случае, если для составления акта проверки необходимо получить заключения по результатам проведенных исследований, испытаний, специальных расследований, экспертиз, акт проверки составляется в срок, не превышающий трех рабочих дней после завершения мероприятий по контролю, и вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и (или) (с 10 января 2016 года) в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, составившего данный акт (при условии согласия проверяемого лица на осуществление взаимодействия в электронной форме в рамках государственного контроля (надзора) или муниципального контроля), способом, обеспечивающим подтверждение получения указанного документа.

Грубые нарушения при проведении проверки влекут недействительность результатов проверки (ст. 20 Закона № 294-ФЗ). К грубым нарушениям, в частности, относятся:

  • Нарушение срока уведомления о проведении внеплановой проверки;
  • Отсутствие согласования с органами прокуратуры внеплановой выездной проверки;
  • Проведения проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля;
  • Непредставления акта проверки;
  • Участие в проведении проверок экспертов, экспертных организаций, состоящих в гражданско-правовых и трудовых отношениях с медицинской организацией, в отношении которой проводится проверки.

Распоряжение (приказ) о проведении проверки

Типовая форма распоряжения (приказа) о проведении проверки утверждена Приказом Министерства экономического развития РФ от 30 апреля 2009 г. № 141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

В распоряжение (приказе) о проведении проверки указывается (п. 2 ст. 14 Закона № 294-ФЗ):

  • Наименование органа контроля, ФИО, должности должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций, наименование медицинской организации, проверка которого проводится;
  • Цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения;
  • Сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки;
  • Перечень документов, представление которых медицинской организацией необходимо для достижения целей и задач проведения проверки;
  • Иные сведение согласно Закону № 294-ФЗ.

Особенности проведения документарной проверки

Предметом документарной проверки являются:

  • Сведения, содержащиеся в документах, устанавливающих организационно-правовую форму, права и обязанности медицинской и (или) фармацевтической организаций;
  • Документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами;
  • Исполнением предписаний и постановлений органов контроля.

В течение десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса медицинская организация обязана направить в органы контроля указанные в запросе документы*.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru

С 10 января 2016 года медицинская организация вправе представить указанные в запросе документы в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, определяемом Правительством РФ.

Nota bene! При проведении выездной проверки запрещается требовать от проверяемого лица представления документов и (или) информации, которые представлены ими в ходе проведения документарной проверки.
Загрузка ...