Горячая линия бесплатной юридической помощи:
Москва и область:
Москва И МО:
+7 (499) 653-60-72 (бесплатно)
Санкт-Петербург и область:
СПб и Лен.область:
+7 (812) 426-14-07 (бесплатно)
Регионы (вся Россия):
8 (800) 500-27-29 (бесплатно)

Изъятие сельскохозяйственных земель государством у их владельцев

Процедура изъятия участка

Собственнику может грозить изъятие земельного участка для муниципальных нужд в разных ситуациях. Чтобы не стать жертвой правомерного лишения прав на землю, необходимо знать все тонкости данной процедуры. В представленной статье будет подробно рассмотрено, когда возможно подобное аннулирование прав частного лица на надел, в каком порядке это происходит, и чем грозит владельцу.

Земельные наделы изымаются из частной собственности в тех случаях, когда на месте их расположения планируется создание объектов для государственных нужд. Например, если местные власти собираются строить новую дорогу или расширять инфраструктуру, а земельный участок находится на территории, где запланированы работы, то производится его отчуждение в пользу государства.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyright

Процедура изъятия земельного участка для государственных муниципальных нужд состоит из 2 этапов:

  1. Предварительного согласования месторасположения будущего объекта.
  2. Непосредственного изъятия надела.

На первом этапе участие собственника обязательно. Если он будет не согласен с действиями властей, он вправе обжаловать их в судебном порядке. Поэтому уведомление собственника является обязательным условием для начала процедуры изъятия. Непосредственное изъятие земли производится на основании соответствующего решения местных административных органов.

Процедура аннулирования частной собственности на конкретный земельный надел состоит из 6 этапов.

  1. Подготовка оснований и условий для начала процесса изъятия. Сюда входит разработка документации по распланировке территории, создание проектов планируемых объектов. Все создаваемые документы должны рассматриваться и утверждаться уполномоченным органом, на что также требуется определённое время.
  2. Подготовка и подача ходатайства муниципальному органу об изъятии надела от лица заинтересованной организации, либо разработка соответствующего решения, когда инициатором процедуры выступает государство.
  3. Выявление собственников объектов изъятия (земли и возведённых на ней построек). Данный этап является новым в законодательстве и призван установить предполагаемых правообладателей, от которых нужно получить согласие на изъятие. Определённые сложности могут возникнуть с участками, полученными в бессрочное пользование или собственность до 1998 года. До этого периода регистрация права осуществлялась в неполной мере, из-за чего достаточно сложно сейчас найти требуемую информацию.

Для получения требуемых сведений запрашивается информация из архивов и муниципалитета, осуществляется публикация на сайте органов местной власти, в СМИ. Юридическое либо физическое лицо, получившее запрос об установлении правообладания на указанный участок, обязано подтвердить свои права в течение 5 дней с момента получения уведомления.

На данный этап отводится 2 месяца. Если с момента публичного опубликования информации о планируемом изъятии пройдет 60 дней, а сведения о владельцах не поступят в уполномоченный орган, он обращается в суд для признания данного надела невостребованным. В результате, земля признаётся собственностью государства, субъекта РФ либо муниципалитета.

  1. Подписание решения об отчуждении органами местного самоуправления. Владелец земли должен быть уведомлен об этом в течение 10 рабочих дней с даты подписания резолюции. Также в этот период на официальном сайте муниципалитета публикуется информация о принятии документа, а владельцу направляется его копия заказной корреспонденцией (по адресу изымаемой земли). Уведомление считается произведённым с момента принятия соответствующей корреспонденции либо её возврата отправителю. Если почтовый адрес собственника неизвестен, он считается поставленным в известность с даты публикации информации на сайте. Решение об отчуждении может быть обжаловано 3 года с момента его подписания.
  2. Подготовка и подписание договора об изъятии. Для создания этого документа проводятся кадастровые и оценочные мероприятия с целью уточнения границ надела и определения его рыночной стоимости, а также осуществляются согласование порядка процедуры с владельцем.

В тексте подготовленного документа должна быть указана следующая информация:

  • кадастровый номер;
  • цель отчуждения;
  • реквизиты решения;
  • вид права на объект соглашения;
  • период их передачи;
  • объём компенсации и способ её выплаты (возможно предоставление другого надела с аналогичными характеристиками);
  • указание сервитутов (если они сохраняются).

Изъятие сельскохозяйственных земель государством у их владельцев

Получив свой экземпляр соглашения, собственник может его сразу подписать или уведомить муниципальные власти об отказе или желании внести изменения в условия (в письменной форме с указанием оснований).

Если владелец участка не подписал соглашение в течение 3 месяцев с даты его получения или не уведомил об отказе, орган, подписавший решение об отчуждении может обратиться в судебные инстанции с иском о принудительном аннулировании права на данный надел.

  1. Прекращение прав на землю и их передача государству. Результатом подписания договора об отчуждении либо вступления в законную силу судебного решения о принудительном аннулировании права на данный надел, является:
  2. ликвидация права пользования либо наследуемого владения наделом;
  3. досрочного аннулирования договора аренды либо соглашения о безвозмездном пользовании землей;
  4. прекращения права хозяйственного ведения либо оперативного управления наделом;
  5. возникновения права собственности на вновь образованные наделы в результате перераспределения земли;
  6. государственной регистрации правовых изменений (возникновения/перехода/прекращения права собственности);
  7. сноса построек, возведённых на изъятой земле.

Если договор предусматривает возмещение за изъятие, перечисленные последствия наступают только после его полной выплаты.

Признаки неиспользования земель сельскохозяйственного назначения

В статье 285 ГК РФ прописано основание для изъятия собственности – когда собственник нарушает целевое предназначение. Например, если земля имеет сельскохозяйственное назначение, то строить жилой дом нельзя. В 2020 году все участки относятся к «садовой» либо «огородной» категории.

Законодательством не предусмотрено строительство жилого дома на огородной земле, поскольку возведение объекта такого плана приравнивается к нецелевому использованию. Если факт нарушения выявляют, то Росреестр либо местная администрация направляет собственнику уведомление, после начинает процедуру изъятия недвижимости.

Понятие права собственности раскрыто в ст. 209 Гражданского кодекса РФ. Номинально собственник свободен в своих действиях. Он вправе владеть и пользоваться имуществом, обременять его, отчуждать безвозмездно или за плату, распоряжаться другими способами по своему усмотрению.

Вместе с тем, реализация названных правомочностей не должна противоречить закону, нарушать интересы третьих лиц или наносить ущерб окружающей среде.

В отечественной правовой системе полная свобода действий возможна только в отношении движимого имущества, не отнесенного к источникам повышенной опасности. Такими вещами можно пользоваться или на время отложить, переделать, сломать, выбросить. В отношении объектов недвижимости действуют более строгие правила.

  • Они имеют обязательное к соблюдению целевое назначение, зафиксированное в ЕГРП, ГКН, правоустанавливающих документах. Так, земли разделены согласно категориальной принадлежности.
  • Общая процедура отказа от права собственности на имущество (ст. 236 ГК РФ) применяется к недвижимости с оговорками. Правомочности и обязательства отказника в отношении объектов недвижимости прекращаются после внесения соответствующих сведений в ЕГРП.
  • Оставленная без присмотра недвижимость может быть поставлена на учет в ЕГРП в качестве бесхозяйной. Если по прошествии года собственник не объявится, она переходит в собственность территориальной общины по решению суда (ст. 225 ГК РФ).

Правовое положение земельных участков обусловлено принадлежностью к объектам недвижимости. Кроме того, им присущи особые характеристики:

  • неразрывная связь с природой, экологическая значимость;
  • неуничтожаемость (речь может идти об ухудшении качества почв, засорении, эрозии грунтов, затоплении и подобном, но не о прекращении существования участка);
  • незаменимость в качестве территориальной базы и средства производства сельскохозяйственной продукции.

Специфика земельных участков как объектов гражданских прав привела к закреплению особенностей реализации прав и обязанностей землепользователей в пределах главы VI Земельного кодекса РФ.

Согласно ст. 40 Земельного кодекса РФ собственники участков вправе:

  • пользоваться находящимися в пределах его владений полезными ископаемыми и водами для собственных нужд;
  • возводить здания в соответствии с целевым назначением участка, градостроительными, сантехническими нормами и специальными разрешениями;
  • проводить надлежащие мелиоративные работы.
Еще по теме  Взыскание долга по расписке: образец искового заявления о взыскании долга по расписке

Аналогичный объем правомочностей установлен в отношении землепользователей. Однако они не располагают возможностью строительства объектов недвижимости. Что до сервитутодержателей, то объем их правочностей ограничен условиями сервитута.

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertise

Обязательства собственник земли, землепользователей и арендаторов сводятся к следующему:

  • использовать участки согласно назначению;
  • не причинять вреда природе;
  • сохранять межевые, геодезические знаки;
  • осуществлять природоохранные и противопожарные мероприятия;
  • если сроки использования участков оговорены договорами (например, о комплексном освоении территории), вовремя производить предписанные действия;
  • уплачивать земельный налог или арендную плату;
  • соблюдать требования экологических, градостроительных норм;
  • предотвращать деградацию, истощение, загрязнение земель и уничтожение почв.

Земли, кому бы они не принадлежали, подлежат использованию согласно целевому назначению. Нарушение этого предписания может послужить основанием для:

  • привлечения собственника к административной ответственности;
  • подтверждения обязательства компенсировать вред;
  • принудительного изъятия участка.

Целевое назначение и разрешенные способы использования участка могут быть изменены. Обращение заинтересованного лица с приложением надлежащих документов к органу управления земельными ресурсами не гарантирует положительного решения.

Нахождение участка в охранной зоне, распространение на него градостроительного регламента и другие подобные обстоятельства препятствуют установлению целевого назначения, отличающегося от назначения соседних и близлежащих участков.

Изъятие сельскохозяйственных земель государством у их владельцев

По признаку целевого назначения любой участок относится к одной из шести категорий либо к землям запаса. Исключительный перечень категорий содержит ст. 7 Земельного кодекса РФ. Выделяют земли:

  • сельхозназначения;
  • поселений;
  • промышленности, обороны, транспорта и пр.;
  • особо охраняемых природных территорий;
  • лесного и водного фонда.

Земли могут использоваться в соответствии с назначением, предусмотренным землеустроительной и кадастровой документацией. Таким образом, правовой режим использования участка определяется, прежде всего, исходя из его категориальной принадлежности.

Второй по значимости элемент правового режима участка — виды разрешенного использования, установленные для каждой категории земель. Их перечень, описание и коды в табличной форме содержатся в Приказе Минэкономики РФ от 01.09.14 № 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков».

Из содержания ст. 7 ЗК РФ очевидно, что разрешенные виды использования связаны с зонированием территории, проводимым по правилам, оговоренным федеральным законодательством. В пределах Земельного кодекса РФ законодатель упоминает о необходимости зонирования только в отношении земель поселений (ст. 85 ЗК РФ).

О необходимости зонирования иных категорий земель речь не идет. Однако Земельный кодекс России установил обязательность определения разрешенного вида использования участка на случай предоставления под застройку. А возведение зданий, как известно, возможно и на землях категорий, не отнесенных к землям поселений.

Согласно Градостроительному кодексу РФ виды разрешенного использования оговариваются градостроительными регламентами применительно к каждой территориальной зоне. Градостроительный кодекс РФ также содержит перечень земель:

  • на которые градостроительные регламенты не распространяются;
  • для которых они не устанавливаются.

К числу последних отнесены земли:

  • лесного фонда;
  • запаса;
  • особо охраняемых природных территорий (исключение: земли курортов, лечебно-оздоровительных местностей);
  • сельскохозяйственные угодья;
  • покрытые поверхностными водами;
  • находящиеся в границах особых экономических зон.

Способ использование участков, на которые не распространяются или в отношении которых не приняты градостроительные регламенты, определяется органами госвласти субъектов РФ или муниципалитетами. При этом разрешенные виды использование земель в границах особых экономических зон определяется их органами управления.

В последнее десятилетие сложилась практика установления вида разрешенного использования всех земель, независимо от категории и вида. Более того, ст. 7 Федерального закона РФ № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» причисляет к числу сведений, содержащихся в госкадастре недвижимости сведения о разрешенных видах использования. Оговорки о том, что данное требование распространяется на участки отдельных категорий, в законе отсутствует.

Согласно ГрК РФ виды использования участков той или иной территориальной зоны делятся на:

  • основные, осуществляемые по выбору землепользователя;
  • условно разрешенные, реализация которых требует получения официального позволения от компетентного органа (предоставляется по результатам публичных слушаний);
  • вспомогательные, осуществляемые в дополнение к двум вышеназванным видам использования;
  • запрещенные, которые не характерны для участков соответствующей категории (могут осуществляться исключительно после смены категориальной принадлежности).

Итак, целевым и надлежащим использованием участка признается осуществление собственником, землевладельцем, землепользователем своих правомочностей в соответствии с целевым назначением и разрешенными видами использования.

В числе обязательств землепользователя (ст. 42 ЗК РФ) законодатель указал на необходимость своевременного освоения участка. Названная обязанность актуальна на случай, если сроки освоения участков специально оговорены договорами.

Существует большая разница между пользованием публичными и частными землями. При передаче участка в аренду частный владелец заинтересован в полном и своевременном получении арендных платежей, а также в сохранении потребительских качеств переданного в аренду участка.

https://www.youtube.com/watch?v=https:tv.youtube.com

Приступил ли арендатор к освоению участка, получает ли он выгоду от заключенной сделки, для арендодателя не имеет значения. Исключением в этом плане выступают только земли сельскохозяйственного назначения, поскольку их неиспользование может привести к уменьшению продуктивности почв.

Публичный собственник будь то территориальная община или государство, наоборот, жестко контролирует своевременность использование участков по целевому назначению. Такая политика препятствует скупке земель перекупщиками, созданию искусственного дефицита и спекуляциям с ценами. Ст. 39.8 ЗК РФ устанавливает граничные сроки заключения договоров арены публичных участков:

  • до 3 лет – для завершения строительства уже начатого объекта недвижимости;
  • 3 — 10 лет – на строительство и реконструкцию здания;
  • 20 лет – для индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства и т.д.

Однако, даже в пределах этих относительно небольших сроков возможно изъятие участков в связи с неиспользованием. Современные договора о предоставлении публичных земель в пользование гражданам могут предусматривать сроки начала строительных работ или иных действий по освоению участка. Арендодатель, воспользовавшись возможностями ст. 619 ГК РФ, оговаривает свое право на:

  • проверку состояния освоения предоставленных земель;
  • расторжение договора в случае несвоевременного освоения участка.

Какие могут быть основания для изъятия земельного участка

Основания для аннулирования права частной собственности регламентируются Земельным кодексом РФ. В согласии со ст.49 настоящего закона, это:

  1. Исполнение международных соглашений РФ;
  2. Возведение либо капитальный ремонт объектов, имеющих федеральное, региональное либо местное значения (при условии, что отсутствуют иные возможности их создания/реконструкции). К таковым относятся объекты:
      энергетических систем (региональный и федеральный уровень);
  3. атомной энергии;
  4. обороны и безопасности страны, имеющие стратегическое значение;
  5. связанные с космической деятельностью;
  6. энерго-/газо-/теплоснабжения;
  7. автомобильные дороги федерального, регионального, местного значения.
  8. Другие основания, которые регулируются соответствующими федеральными законами.

Данным законом устанавливается, что аннулирование частной собственности возможно только в том случае, когда иных способов решения вопроса не существует.

Уполномоченные органы принимают подобное решение по собственной инициативе либо по ходатайству организаций. Перечень последних устанавливается Правительством РФ.

Причины для изъятия земель

Изымать владения будет правомерно, если доказано нарушение земельного законодательства – снижение плодородия и ухудшение экологической обстановки на территории. При этом собственникам дается возможность изменить сложившуюся ситуацию и избежать потери прав. Кроме того, причинами для подобных действий может стать строительство или реконструкция объектов государственного значения. Также основаниями для изъятия являются:

  • принятие решения государством о создании особо охраняемой территории;
  • необходимость организации добычи полезных ископаемых;
  • необходимость процедуры для исполнения обязательств по международному договору;
  • получение жилыми помещениями статуса «аварийных».
Еще по теме  Госпошлина при оспаривании завещания

При уголовном преступлении осуществляется конфискация собственности без выплаты собственнику денежной компенсации.

Во время приватизации земельные наделы совхозов и колхозов скупали инициативные люди. С тех пор они используются в качестве долгосрочного вклада. При этом затраты на такие участки были минимальны, так как размер земельного налога – 0,3% от кадастровой стоимости земельного участка. Но кадастровая стоимость меняется каждые 3 года, последний раз стоимость участков повысили более чем в 40 раз в некоторых областях, налоги резко возросли. Узнайте подробности о том, как выполняют переоценку земли для снижения налогов.

Неиспользуемые в сельскохозяйственном производстве земли зарастают сорной травой, кустарниками и даже деревьями. По кадастровой стоимости продавать их часто нецелесообразно. Брать в аренду такие участки невыгодно, поскольку арендатор становится полностью зависимым от собственника.

Федеральный закон № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» предусматривает возможность принудительного изъятия у собственника в судебном порядке участка, не используемого по назначению в течение трех и более лет. Сейчас существует спрос на землю для индивидуальной застройки (ИЖС).

В результате большие площади земель сельскохозяйственного назначения выбывают из оборота. Это отрицательно сказывается на развитии сельского хозяйства.

Порядок принудительного прекращения права собственника на земельный участок в случае его неиспользования по целевому назначению

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreators

Право собственности в России гарантировано государством. Способы прекращения права собственности подразделены на такие группы:

  • отчуждение активов;
  • отказ от права собственности;
  • гибель/уничтожение имущества (к земельным участкам редко применимо, к примеру, в случае обвала берега из-за подмывания рекой);
  • прекращение права на иных основаниях.

В силу ст. 44 ЗК РФ право собственности на участок прекращается:

  • вследствие отчуждения;
  • при отказе от права собственности;
  • в результате принудительного изъятия.
  • Инициация проверки целевого использования земельного участка.

О грядущем мероприятии собственник уведомляется письмом. Периодичность плановых проверок может быть отображена в договоре. Это не мешает контролирующей госструктуре проводить внеплановые проверки.

  • Установление факта неиспользования/ненадлежащего использования.

Проверки проводятся комиссией. В случае неиспользования участка представители органа власти отображают в акте площадь неиспользуемой части участка, отсутствие признаков обработки почв или проведения строительных работ, запущенность участка.

В случае ненадлежащего использования указываются признаки незаконного изменения целевого использования. Среди прочего чиновники должны установить срок, на протяжении которого участок не используется или используется в непредусмотренных целей.

Собственник участка вправе присутствовать при обследовании участка (о времени и месте проведения мероприятий он узнает из уведомления), давать устные и письменные пояснения. Среди прочего он вправе ссылаться на объективные причины неиспользования участка, подтверждать свои действия, направленные на его освоение. Неявка землепользователя не препятствует составлению акта.

  • Отсылка собственнику претензии о нарушении регламента землепользования.

Правообладатель может отреагировать на такую претензию: явится в компетентный орган с доказательствами проведения работ по освоению, составить официальное обращение с объяснениями причин своего бездействия, возразить против будто бы нецелевого использования.

  • При наличии оснований составляется постановление, землепользователю вменяется штраф.

Стоит учесть, что ст. 8.8 КоАП РФ предполагает возможность применения административной ответственности только за неиспользование земель сельскохозяйственного назначения и участков под застройку.

  • Ответные действия правообладателя.

Изъятие сельскохозяйственных земель государством у их владельцев

Постановление об административном правонарушении можно обжаловать в суд. Обжаловать претензию о нарушении регламента землепользования как отдельный документ нет смысла. Если изложенные в ней сведения соответствуют действительности, их следует выполнить. Если нет, то следует дождаться обращения компетентного органа в суд.

  • Только невыполнение собственником предписаний об устранении нарушений признается основанием для обращения госоргана в суд с иском об изъятии участка.

Факт подачи иска не означает, что участок непременно будет изъят. Судебная практика показала, что обязательным основанием изъятия участка признается именно неисполнения предписаний контролирующего органа касательно использования участка.

Суды отказывают компетентным органам в исках об изъятии в связи с неиспользованием, если выясняется, что:

  • ответчик провел или организовал проведение работ по освоению участка и понес соответствующие расходы;
  • есть объективные обстоятельства, препятствующие освоению и использованию участка (например, предыдущий землепользователь не привел участок в состояние, пригодное к использованию по целевому назначению);
  • ответчик допустил неправомерное бездействие, однако впоследствии выполнил предписания контролирующего органа касательно устранения фактов неиспользования участка.

Неиспользованию участков может сопутствовать ситуация, когда собственник участка неизвестен, он отказался от права собственности. В этом случае муниципалитет не изымает участок, а ставит его на учет в ЕГРП в качестве бесхозяйственного (ст. 225 ГК РФ).

Сроки изъятия земли

Необходимым условием начала процедуры изъятия земли является уведомление владельца о планируемых действиях. Раньше он должен был быть поставлен в известность не позже чем за год до изъятия. Однако новые поправки в ЗК РФ сократили этот срок до 90 дней, что существенно уменьшает возможности собственника оспорить планируемое аннулирование его прав на земельный надел.

Время действия принятого решения муниципалитета об изъятии — 3 года. Если процедура не начата в течение этого времени, то вынесенное решение теряет свою юридическую силу.

Процесс изъятия земельного надела в пользу государства является достаточно длительным, на его завершение потребуется не менее 6 месяцев.

Признаки неиспользования земель сельскохозяйственного назначения

процедура изъятия

Прекращение права собственности на землю помимо воли собственника представляет собой совокупность юридических и фактических действий, с которыми законодатель связывает принудительное (по инициативе компетентного органа) изъятие участка.

Собственник, чьи интересы ущемлены, вправе претендовать на соразмерную компенсацию.

Перечень оснований для принудительного прекращения права собственности на участки:

  • обращение взыскания на имущества по обязательствам владельца участка;
  • национализация, выкуп для публичных нужд (ст. 49, 55 ЗК РФ, ст. 279 — 282 ГК РФ);
  • реквизиция (временное возмездное изъятие) для защиты жизненно важных интересов общества (ст. 51 ЗК РФ, ст. 242 ГК РФ);
  • конфискация (безвозмездное изъятие) в качестве санкции за совершенное правонарушение (ст. 50 ЗК РФ, ст. 243 ГК РФ);
  • отчуждение участка, который согласно Федеральному закону РФ № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» не может принадлежать иностранцу, иностранной компании;
  • выплаты владельцу малозначимой доли денежной компенсации взамен выдела в натуре (п. 4 ст. 252 ГК РФ)
  • признания права собственности третьего лица на недвижимость, расположенную на участке.

https://www.youtube.com/watch?v=ytabout

Изъятие участка при ненадлежащем использовании возможно в случае:

  • нерационального и нецелевого землепользования, использования участка способом, снижающим плодородность земель или ухудшающим экологическую обстановку (ст. 285 ГК РФ);
  • неиспользование на протяжении трех лет участка, предназначенного для сельхозпроизводства, индивидуального жилищного строительства или иного строительства если более длительный срок не оговорен специальными предписаниями (ст. 284 ЗК РФ).

Названный трехлетний период не включает время, необходимое для освоения участка. Правило не касается земель сельскохозяйственного назначения, подпадающих под действие Закона РФ № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Указанные особенности регламентированы преимущественно ст. 6 Закона РФ № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Земли рассматриваемой категории находятся в постоянном поле зрения контролирующих структур.

Земли сельскохозяйственного назначения могут быть изъяты как в связи с нецелевым использованием, так и в связи с нерациональным целевым использованием (п. 2 ст. 6 вышеназванного Закона). Изъятие по первому признаку проводится по общим правилам Гражданского и Земельного кодексов. Для изъятия участков, которые используются по целевому назначению, контролирующему органу необходимо доказать суду:

  • факт нарушения санитарно-гигиенических, природоохранных или иных норм землепользования;
  • с использованием методик, разработанных согласно Федеральному закону РФ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», подтвердить значимое снижение плодородия почв;
  • доказать наличие причинной связи между действиями/бездеятельностью землепользователя и ухудшением качества почв.
Еще по теме  Как недорого определить границы участка земли

Как и земли под строительство, сельскохозяйственные земли могут быть изъяты за неиспользование. Причина кроется не только в заинтересованности государства в развитии агропромышленного комплекса, но и в том, что неиспользование, равно как и неправильное использование земель, может нанести непоправимый вред почвам.

Ввиду наличия существенной разницы в климатических условиях и традиционных способах обработки сельскохозяйственных угодий перечень признаков неиспользования сельскохозяйственных земель по целевому назначению устанавливаются на уровне регионального законодательства.

Ввиду своих агроэкологических свойств данной категории пустовать не должны. По этой причине ст. 6 вышеназванного Закона РФ № 101-ФЗ предписывает органам, инициировавшим изъятие сельскохозяйственных земель в кратчайшие сроки организовывать их предпродажную подготовку и реализацию с публичных торгов. Начальной стоимостью лота может быть кадастровая или рыночная определенная экспертом-оценщиком стоимость участка.

  • на пашне не производятся работы по возделыванию с/х культур и обработке почвы;
  • на сенокосах не производится сенокошение;
  • на культурных сенокосах содержание сорных трав в структуре травостоя превышает 30 процентов площади земельного участка;
  • на пастбищах не производится выпас скота;
  • на многолетних насаждениях не производятся работы по уходу и уборке урожая многолетних насаждений и не осуществляется раскорчевка списанных многолетних насаждений;
  • залесенность, закустаренность составляет на пашне свыше 15 процентов площади земельного участка;
  • залесенность, закустаренность на иных видах сельскохозяйственных угодий составляет свыше 30 процентов;
  • закочкаренность, заболачивание составляет свыше 20 процентов площади земельного участка.

Реквизиция

Изъятие в виде принудительной возмездной реквизиции имущества применяется органами исполнительной власти в случаях наступления чрезвычайных обстоятельств, таких как:

  • катастрофы техногенного характера;
  • стихийные природные бедствия;
  • проведение военных действий в месте нахождения имущества собственника.

В случае реквизиции участка органы власти обязаны компенсировать владельцу стоимость объекта и понесенные вследствие изъятия убытки. Согласно статье 51 Земельного кодекса РФ собственнику земельного участка в случае невозможности его возврата возмещается рыночная стоимость реквизированного объекта.

Расчет стоимости осуществляется в соответствии с федеральным законом об оценочной стоимости.

Реквизиция земель носит, как правило, временный характер, вследствие чего после устранения причин изъятия участок может быть возвращен его владельцу с выплатой компенсации понесенных им убытков.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpress

В случае невозможности передачи изъятого участка его владельцу государство выплачивает компенсацию в размере рыночной стоимости объекта (ст. 66 Земельного кодекса РФ).

Документальное оформление изъятия

Документооборот всей процедуры изъятия земли включает в себя:

  • документацию по территориальной планировке;
  • проекты по будущим постройкам;
  • решение об изъятии;
  • договор о переходе права собственности.

Также сюда входят документы, подтверждающие факт поиска владельца, его уведомления, исковые заявления и судебные решения (в случае обращения в суд).

Обращение в суд

Нарушение порядка изъятия встречается достаточно часто, в связи с чем судебные инстанции отказывают в удовлетворении требований государственных органов.

К числу самых распространенных нарушений относятся:

  • нарушения процедуры принятия соответствующего решения;
  • нарушение порядка уведомления владельцев земли;
  • нарушения процедуры оценки.

Подобные действия со стороны государственных органов – хорошее подспорье для владельцев, которым нужно выиграть время и не допустить изъятия объекта.

Если нарушения порядка изъятия вскроются в ходе судебного разбирательства, владелец вправе:

  • восстановить свои права на земельный участок;
  • рассчитывать на отмену решения государственного органа;
  • требовать возмещения понесенных убытков.

Внимание! Наши квалифицированные юристы окажут вам помощь бесплатно и круглосуточно по любым вопросам. Узнайте подробности здесь.

Какие полагаются компенсации: что входит, а что не входит в возмещение

Особенности расчёта компенсации за изъятие земельного участка регулируются ст. 56.8 ЗК РФ. Размер выплаты определяется на основании рыночной стоимости изъятого надела, которая определяется профессиональными оценщиками. Оплата их услуг производится организацией или государственным органом, ходатайствующим об аннулировании права частной собственности.

При расчёте размера возмещения учитывается:

  1. Рыночная стоимость, если надел находится в собственности либо рыночная стоимость иных прав (в случае бессрочного владения или пользования). При этом:
      если прекращается право бессрочного пользования юридического лица, оценка устанавливается, исходя из рыночной стоимости права аренды на максимальный срок (если он не установлен, то на 45 лет);
  2. если прекращается право бессрочного пользования физического лица, оценка устанавливается, исходя из рыночной стоимости надела;
  3. если производится досрочное прекращение аренды либо соглашения о безвозмездном пользовании, оценка устанавливается, исходя из рыночной стоимости права аренды земли до завершения сроков, закреплённых в соглашении.
  4. Рыночная стоимость построек, возведённых на участке и принадлежащих владельцу на правах собственности и иных правах.
  5. Убытки, возникающие вследствие аннулирования права собственности. Сюда также входят убытки, связанные с невозможностью выполнения своих обязательств перед третьими лицами (при наличии подтверждающих договоров). В последнем случае владелец должен представить оценщику документальное подтверждение факта возникновения убытков и их размера.
  6. Упущенная выгода.

При определении размера компенсации не учитываются:

  • постройки и неотделимые улучшения, которые были возведены (сделаны) без соответствующего разрешения от муниципалитета;
  • неотделимые улучшения надела и расположенных на нём построек, сделанные после получения уведомления о планируемом изъятии;
  • постройки, возведённые после получения уведомления об изъятии (за исключением случаев, когда разрешение на строительство было выдано ранее);
  • постройки, создание которых не требует получения специального разрешения и возведённые после уведомления о планируемом аннулировании права на землю;
  • любые сделки, которые владелец заключил после получения информации об изъятии.

Если изымается только часть надела, то размер компенсации уменьшается пропорционально размеру оставшейся владельцу земли.

При оценке учитывается рыночная стоимость, установленная до принятия решения об изъятии. Связано это с тем, что информация об аннулировании прав на землю существенно снижает стоимость земли. Размер компенсации устанавливается не позднее, чем за 2 месяца до оформления соглашения о переходе прав и направления его владельцу.

Положенная компенсационная выплата рассчитывается на основании информации в кадастровом паспорте. Принимается во внимание указанная в паспорте стоимость. Она приближена к рыночным параметрам. Обычно после этого получается цифра, не удовлетворяющая владельца. По этой причине принимается решение провести переоценку рыночной стоимости.

Важные моменты

Чтобы предотвратить возможную процедуру изъятия, владельцам необходимо:

  • убедиться в том, что сведения о собственнике конкретного земельного объекта внесены в Единый государственный реестр недвижимого имущества;
  • привести в соответствие документы, подтверждающие право владения земельным объектом, в том числе кадастровый паспорт и межевой план. При отсутствии таковых необходимо обязательно их оформить. Важно доказать тот факт, что объект недвижимости принадлежит собственнику на законных основаниях;
  • регулярно наводить справки о намерениях муниципалитета относительно застройки и благоустройства города, отслеживать все изменения, вносимые в генеральный план.

Дорогие читатели нашего сайта! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Москва, Московская область

https://www.youtube.com/watch?v=upload

Санкт-Петербург, Ленинградская область

https://www.youtube.com/watch?v=ytdev

Федеральный номер для других регионов России

Если ваш вопрос объемный и его лучше задать в письменном виде, то в конце статьи есть специальная форма, куда вы можете его написать и мы передадим ваш вопрос юристу, специализирующемуся именно на вашей проблеме. Пишите! Мы поможем решить вашу юридическую проблему.

Загрузка ...