Горячая линия бесплатной юридической помощи:
Москва и область:
Москва И МО:
+7 (499) 653-60-72 (бесплатно)
Санкт-Петербург и область:
СПб и Лен.область:
+7 (812) 426-14-07 (бесплатно)
Регионы (вся Россия):
8 (800) 500-27-29 (бесплатно)

Правила и закон о каско как регулируется законодательством каско основные правила страхования

В каких случаях компания может отказаться платить?

Под данным названием подразумевается добровольное страхование автотранспорта от возможного ущерба и угона. КАСКО находится на втором месте после ОСАГО (обязательный полис).

Законы по страхованию КАСКО:

  1. Конституция РФ.
  2. ГК РФ.
  3. Федеральные законы №4015-1ФЗ и №2300-1ФЗ.
  4. Постановление Пленума ВС РФ №20 от 27.06.2013.

Особых изменений (поправок) в 2019 году не было. Каждый случай рассматривают в индивидуальном порядке на основании подписанного контракта (договора). В ближайшем будущем государственные органы изъявляют желание увеличить штрафные санкции в соответствии с КоАП РФ. Они коснутся вопросов предоставления неверной информации (введение в заблуждение) гражданам о КАСКО, незаконных отказов по выплатам.

Специалисты советуют принимать во внимание следующие критерии:

  1. Репутация (рейтинг) страховой компании на территории РФ.
  2. Перечень условий по КАСКО.
  3. Стоимость страхования.

Самостоятельная оценка компании по данным критериям поможет избежать распространенных ошибок.

Гражданин имеет полное право обратиться в суд с иском в отношении конкретных незаконных действий или бездействий страховщика. Государственные органы России (Роспортебнадзор, Антимонопольная служба) помогут восстановить справедливость.

Общие правила выплат страховок по договорам добровольного страхования утверждены Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2013 N 20 «О применении судами законодательства о добровольном страховании имущества граждан». В том числе разъяснено:

  • Если страховая компания неправомерно отказалась произвести выплату компенсации непосредственному владельцу автомобиля, она может быть оштрафована. И даже должна компенсировать выгодоприобретателю моральный ущерб. Если суд удовлетворил требования страхователя в связи с нарушением его прав, со страховщика в пользу страхователя взыскивается штраф в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя (ст.13 п.6 Закона от 7.02.1992 N 2300-1).
  • За каждый день просрочки выплаты при урегулировании убытка по КАСКО через суд страховщик платит страхователю 1% от суммы страховой выплаты.
  • В Кодекс об административных правонарушениях готовятся поправки о штрафах для страховщиков. За нарушение сроков рассмотрения заявления, необоснованный отказ в выплате или ее занижение предлагается штраф в 1-2 млн руб. За незаконный отказ от заключения договора или навязывание дополнительных услуг – штраф в 3-4 млн руб. Предусмотрен штраф в 500 000-700 000 руб. за отказ, несвоевременное или не в полном объеме предоставление информации по договорам каско и ОСАГО в Российский союз автостраховщиков.
  • Неправомерным отказом в выплатах признан случай, если владелец ТС забыл ключи в замке зажигания или регистрационные документы в салоне машины и впоследствии транспорт был угнан.
  • Не имеет значения, кто управлял автомобилем в момент ДТП. Если водитель находился за рулём на законных основаниях, то на него распространяются правила добровольного страхования автотранспортных средств как на страхователя. А значит с него нельзя взыскать выплаченную сумму страхового возмещения в порядке суброгации, предусмотренной пунктом 1 статьи 965 ГК РФ.

Закона о КАСКО не в законодательстве на данный момент, но правила страхования КАСКО регламентируются:

  • Закон «О защите прав потребителей» от 7.02.1992 N 2300-1;
  • Закон РФ «Об организации страхового дела» от 27.11.1992 N 4015-1 (ред. от 03.07.2016);
  • Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О применении судами законодательства о добровольном страховании имущества граждан» от 27.06.2013 N 20;
  • «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 23.05.2016) Статья 943.

Правила и закон о каско как регулируется законодательством каско основные правила страхования

В дополнение к общегосударственным правилам страхования, СК предлагают свои условия и правила страховки автомобиля по КАСКО.

Федеральных законов от 01.12.2007 , от 21.07.2014 N 223-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

д) принадлежащих гражданам прицепов к легковым автомобилям;

(пп. «д» введен Федеральным от 01.12.2007 N 306-ФЗ)

е) транспортных средств, не имеющих колесных движителей (транспортных средств, в конструкции которых применены гусеничные, полугусеничные, санные и иные неколесные движители), и прицепов к ним.

(пп. «е» введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 223-ФЗ)

4. Обязанность по страхованию гражданской ответственности не распространяется на владельца транспортного средства, риск ответственности которого застрахован в соответствии с настоящим Федеральным законом иным лицом (страхователем).

5. Владельцы транспортных средств, застраховавшие свою гражданскую ответственность в соответствии с настоящим Федеральным законом, могут дополнительно в добровольной форме осуществлять страхование на случай недостаточности страховых сумм, установленных статьей 7 настоящего Федерального закона, для полного возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потерпевших, а также на случай наступления ответственности, не относящейся к страховому риску по обязательному страхованию (пункт 2 статьи 6 настоящего Федерального закона).

Еще по теме  Реформа МВД - Биографии и справки - ТАСС

(в ред. Федерального закона от 28.03.2017 N 49-ФЗ)

6. Владельцы транспортных средств, риск ответственности которых не застрахован в форме обязательного и (или) добровольного страхования, возмещают вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потерпевших, в соответствии с гражданским законодательством. При этом вред, причиненный жизни или здоровью потерпевших, подлежит возмещению в размерах не менее чем размеры, определяемые в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона, и по правилам указанной статьи.

(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 223-ФЗ)

Горячая линия с автоюристом.

Лица, нарушившие установленные настоящим Федеральным законом требования об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

7. Обязанность по страхованию гражданской ответственности владельцев прицепов к транспортным средствам, за исключением принадлежащих гражданам прицепов к легковым автомобилям, исполняется посредством заключения договора обязательного страхования, предусматривающего возможность управления транспортным средством с прицепом к нему, информация о чем вносится в страховой полис обязательного страхования.

(п. 7 введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 223-ФЗ)

Глядя на бесконечное количество дел по добровольному автострахованию, которыми сегодня заполнены отечественные суды, поневоле приходит на ум необходимость того, чтобы был принят Закон о страховании КАСКО автотранспорта, хотя бы в 2015 году. Но как это поможет, спросите вы? Ведь и сегодня российские суды выносят свои решения отнюдь не в правовом вакууме, они все же полагаются на какие-то законодательные нормы.

И чем поможет еще один закон, он что, ускорит их работу? Дело в том, что все дела, связанные с КАСКО, сегодня решаются на основании формулировок общегражданских законодательных актов, причем эти самые документы могут быть весьма различны. Один из важнейших из них — это Гражданский кодекс (для примера — именно оттуда берется цифра для расчета выплаты просрочки по КАСКО).

Стремясь увеличить собственную выгоду, страховые компании не всегда оперативно и в полном объеме выплачивают компенсацию. В принципе, все споры со страховщиками условно делятся на три группы, к первой относится категорический и полный отказ платить при наступлении страхового случая. Это бывает, если:

  1. Страховщик не согласен с фактом наступления страхового случая. Он считает, что повреждения автомобиля получены каким-то иным образом, а не описанным в заявлении. По инициативе страховой компании может быть проведена экспертиза, подтверждающая, что страхового случая не было. Ее результаты можно оспорить в суде и доказать свое право на получение компенсации.
  2. Страхователь слишком поздно обратился в страховую компанию, пропустив установленный для этого срок. В случае с ОСАГО эта уловка не действует, так как в законе четко прописано, что это не является основанием для освобождения страховщика от выплаты, но в случае с КАСКО это достаточно распространенная причина для отказа. Однако она может быть признана уважительной только в том случае, если позднее обращение в страховую компанию повлияло на степень застрахованного риска, во всех остальных случаях страховщику придется раскошеливаться.
  3. Водитель не имел права управления данным транспортным средством или находился в момент ДТП в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Здесь уж ничего не сделаешь, компания права, в этом случае КАСКО действительно не выплачивается.
  4. Не компенсируется также утрата товарной стоимости автомобиля, будьте к этому готовы еще до подписания договора.
  5. Водитель оставил в машине ключи или регистрационные документы. В таком случае страховщик может отказаться компенсировать убытки по риску «угон», этот вопрос нужно будет решать в судебном порядке.
  6. Лицо, нанесшее вред автомобилю, не установлено. Иногда компания отказывается платить, если виновник ущерба не найден — например, ночью кто-то вдоволь порисовал на боку вашей железной ласточки гвоздем, а кто это был — ищи ветра в поле. Но помните, если ущерб документально зарегистрирован, компания не имеет права отказывать вам в возмещении.
  7. По мнению страховщика, машина имеет неисправности, которые и стали причиной ДТП. В этом случае страховщику придется потрудиться, чтобы доказать свою правоту, с точки зрения закона, по умолчанию прав страхователь.
  8. Страховая компания считает, что повреждения автомобиля являются следствием его износа или неправильной эксплуатации. Такое развитие событий возможно, если страховщик слишком вольно трактует эти термины, а между тем, их определение четко прописано в специальной литературе.
  9. Водитель оставил место ДТП. Компания имеет право не платить в таком случае только тогда, когда оставление водителем места происшествия привело к увеличению степени застрахованного риска.

Кроме того, страховая компания может занизить размер страховой выплаты или затянуть срок компенсации. Все эти случаи также вполне решаемы в судебном порядке.

Законодательство в области добровольного страхования автомобиля

Существуют два основных полиса КАСКО:

  • Полное КАСКО позволяет страховать машину не только от возможного ущерба, но и от угона автомобиля.
  • Частичное КАСКО — страховка распространяется только на ущерб, если вы уверены, что угон ТС не грозит. Это могут быть как надежно охраняемые платные стоянки, так и низкая статистика угона по вашей модели авто. И в этом случае вы получаете возможность сэкономить.

У КАСКО существует несколько правовых особенностей. Действие договора только в рамках России. Для путешествий за границу нужно оформить дополнительное соглашение о расширении зоны покрытия (за плату). Чем, как и в каких случаях регулируется КАСКО прописано в российском законодательстве.

Еще по теме  Обмен и возврат бижутерии согласно законодательству

Цена варьируется от спроса на услуги и репутации компании. Зачастую полная сумма не превышает 12-13% от стоимости транспортного средства. Влияние на стоимость имеют следующие критерии:

  1. Возраст владельца.
  2. Перечень возможных рисков.
  3. Модель и год выпуска ТС.
  4. Особенности франшизы.
  5. Наличие опций (поездки за границу).
  6. Количество лиц, управляющих ТС в соответствии с полисом.

В зависимости от количества перечисленных критериев в договоре можно увеличить или снизить общую стоимость полиса.

Франшиза

Франшиза выражается в денежном эквиваленте, сумме, которую по страховке не выплачивают. Различают условную и безусловную разновидность.

Правила и закон о каско как регулируется законодательством каско основные правила страхования

В соответствии с условной франшизой клиент полностью возмещает ущерб самостоятельно при превышении общей суммы. В отношении ремонта после ДТП действую правила, при которых средства не выплачивают за незначительные повреждения. Износ учитывается только в случае угона или полного повреждения ТС.

Безусловный вариант используется компаниями в большинстве случаев из-за выгоды. Каждый раз при выплатах будет сделан вычет в размере полной стоимости франшизы.

Возмещение происходит:

  1. Автовладелец приложил всю документацию к заявлению о возмещении по страховке.
  2. Компания приняла документы и признала случай страховым.

Процедура включает также выплаты за износ ТС и ремонт (вместо денежной компенсации). Возмещение не состоится в случаях:

  1. Признание организации-страховщика банкротом (имеется решение суда).
  2. Ущерб был нанесен самим владельцем.
  3. В договоре содержатся двусмысленные пункты, не позволяющие сделать однозначный вывод.

Важные особенности:

  1. Если полную или частичную сумму ущерба выплачивает третья сторона, то компания повторно ее не возвращает.
  2. Если гражданину начислили возмещение по страховке за украденный автомобиль, то после его возвращения он обязан вернуть страховые выплаты в полном объеме или наделить правом страховщика на продажу ТС.

Для суммы выплаты имеют значения:

  1. Освидетельствование от страховой компании.
  2. Независимая экспертиза.
  3. Заключение компании по техническому обслуживанию (проведение ремонта).
  4. Заключение автосервиса по выбору автовладельца.

В зависимости от данных критериев гражданин может получить максимальные или минимальные выплаты. В редких случаях ТС в соответствии с договором имеют право заменить на аналогичный в случае непригодности после ДТП.

Главной задачей гражданина является сбор доказательств для организации для признания случая страховым.

Условия договора у разных компаний могут отличаться. Существует 2 способа получить компенсацию:

  1. В виде денежных средств.
  2. В виде ремонта поврежденного автомобиля.

Сроки исчисляются с момента предоставления необходимого перечня всех бумаг. В специальной графе договора должны содержаться точные даты рассмотрения заявления. Зачастую они не превышают 1 месяца.

Гражданин может добровольно отказаться от возмещения ущерба. В иных случаях отказ страховщика будет основываться на нормах законов РФ. В правоприменительной практике закреплены случаи, когда суд выносит решение о незаконности отказа в выплатах:

  1. Отсутствие у владельца автомобиля регистрационных документов и ТО.
  2. Потеря оригинала полиса.
  3. Если за рулем находилось иное лицо, не указанное в полисе.
  4. Пропуск срока на подачу заявления.
  5. Перечень документов от автовладельца передан частично.
  6. Государственный номер ТС был изменен.

В остальных случаях отказ может быть признан правомерным.

От чего зависит стоимость страховки?

Ввиду отсутствия закона, который бы регулировал ценообразование страховок, каждая компания устанавливает тарифы самостоятельно. При этом используются коэффициенты, которые разрабатываются согласно стоимости:

  • запасных частей;
  • статистики ДТП;
  • статистики угонов той или иной модели;
  • работ СТО в том или ином регионе.

Правила и закон о каско как регулируется законодательством каско основные правила страхования

Страховой полис КАСКО, как правило, составляет 5-10 процентов от стоимости автомобиля. Его стоимость формируют такие факторы:

  • условия согласно договору;
  • характеристики транспортного средства;
  • услуги страховой компании;
  • данные владельца.

Стоимость зависит от длительности договора. Так, он может действовать в течение года или меньше. В нем часто прописывают рассрочку по платежам, риски и дополнительные услуги. Чем больше в договоре опций, тем выше стоимость страхования.

Еще очень важно следующее:

  • класс и марка автомобиля;
  • год производства;
  • присутствие или отсутствие противоугонных систем;
  • стаж водителя и его качество вождения.

Стоимость полиса зависит от ряда факторов, которые могут как повысить, так и понизить цену полиса КАСКО. Эти факторы называют коэффициентами.

условия договора срок действия полиса КАСКО ( чем ниже период страхования тем выше стоимость КАСКО за месяц)
условия оплаты полиса (при единовременной выплате цена полиса дешевле, оплата в рассрочку — дороже)
набор дополнительных услуг
франшиза (чем больше ее процент, тем стоимость КАСКО ниже)
данные автомобиля % угона данной марки машины
возраст ТС и стоимость запчастей
наличие противоугонной системы
данные о водителе возраст (если до 21 года или выше 65 лет — стоимость выше)
стаж вождения
безаварийное вождение
страховая компания условия договора, известность, надежность, регион
Еще по теме  Суброгация по КАСКО с виновника ДТП

Как показывает статистика, средняя стоимость КАСКО составляет от 5 до 10% от общей стоимости транспортного средства.

Франшиза в страховании автотранспортных средств

Франшиза при КАСКО хорошо подходит аккуратным и опытным водителям, которые готовы самостоятельно покрывать некоторую часть от оплаты ремонта.

Франшиза и делится на три вида (ст.10 п.9 Закона от 27.11.1992 N 4015-1):

  • Условная. Страхователь и страховщик заранее обсуждают сумму будущей франшизы. Если материальный ущерб при ДТП или прочем страховом случае не выходит за границы этой суммы, то полностью все повреждения авто оплачивает сам владелец. Однако, даже при незначительном превышении страховая компания выплачивает всю сумму возмещения.
  • Безусловная. Опять же, устанавливается заранее оговоренная сумма или процент франшизы. В дальнейшем величина франшизы будет вычитаться из величины компенсации за ущерб.
  • Динамическая. В этом случае величина выплаты от СК уменьшается с каждым новым страховым случаем.

Условия и варианты добровольного страхования автомобиля

В первом случае предусматривается страхование на случай угона и ущерба. Также в договоре могут быть прописаны такие пункты:

  • выезд на место ДТП специалиста;
  • сбор нужных бумаг и т.д.

Частичное страхование предусматривает страхование автомобиля только от возможного ущерба. По стоимости оно будет значительно дешевле. Особенно оно актуально в случаях, если автомобиль не относится к категории часто угоняемых и оснащен хорошей сигнализацией.

Особые предложения по КАСКО

Новая редакция закона о КАСКО

Многие страховые компании стремятся привлечь клиентов с помощью интересных предложений и выгодных условий, которые могут различаться в зависимости от организации. Среди них все же можно выделить несколько типов бонусных пакетов и программ. В большинстве своем они направлены на конкретные категории лиц и имеют определенные ограничения.

  • Новый автомобиль.
  • Машина, взятая в кредит или выполняющая функцию залога в банке.
  • Молодой или, наоборот, опытный водитель.
  • Строго оговоренный список моделей и марок автомобилей.
  • Дорогое или подержанное авто.
  • Наличие специальных противоугонных систем.

А для всех категорий владельцев автомобилей есть немало специальных предложений по КАСКО, которые могут стоить дешевле ввиду тех или иных льгот. Так, льготы могут быть распространены на:

  • Условия касконовые машины;
  • автомобили в залоге;
  • модели, предусмотренные договором;
  • модели класса люкс;
  • автомобили со специальными противоугонными системами.

Финансовые проблемы в стране и постоянно растущие цены заставляют страховые компании предлагать своим клиентам доступные варианты страхования, например:

  • франшизы;
  • ограниченные риски и суммы страхования;
  • внедрение мониторинга посредством спутника, внедренного в машину.

Кому подойдет этот вид страхования?

Некоторые крупные страховики предлагают клиентам франшизу. Законы, посвященные КАСКО, объясняют под ней частичные убытки, которые возместить нельзя. Франшиза бывает:

  • динамической – когда сумма страхования зависит от количества страховых происшествий, которые происходят за время действия договора;
  • условной – случай, когда автомобиль при ДТП страдает на меньшую сумму от предусмотренной;
  • безусловной – вычисление разницы между франшизой и убытком.

Франшиза может подойти исключительно опытным и осторожным автовладельцам, которые в состоянии оплачивать сами мелкие неисправности.

На что важно обратить внимание при оформлении страхового полиса КАСКО

С ростом цен на автомобили и их запчасти, продиктованным спадом рубля, идет и закономерное увеличение цен на КАСКО. В итоге, количество желающих приобретать автомобили уменьшается, особенно на условиях автомобильного кредитования, поскольку к ним КАСКО нужен обязательно.

По результатам экспертов в области страхования, рост цен на полисы и пакеты КАСКО колеблется от 10% до 20%, поэтому страховым компаниям приходится предлагать своим клиентам сниженные тарифы, которые достигаются за счет:

  • внедрения франшизы;
  • безубыточного продления договора;
  • оформления страхования по строго определенным выборочным пунктам;
  • использования сети интернет для более удобного осуществления платежей;
  • применения европейской системы телематики — строгой фиксации всех действий водителя за рулем, а сама запись технических показателей осуществляется с помощью специальных приборов, которые монтируются внутрь авто.

Нововведения по КАСКО в 2016 году

В этом году стоимость страховки просчитывают из расхода стоимости транспортного средства, возможного ремонта и запчастей. Договор добровольного страхования заключается часто вместе с приобретением авто в кредит.

Разновидности пакетов для страхования.

КАСКО дорожать сильно не будет, поскольку стоимость автомобилей поднялась, а в области кредитования заметен спад. Как уже упоминалось, большинство страховых компаний начали искать возможности снижать стоимость полисов благодаря введению тех или иных механизмов. Это и франшиза, и ограниченные риски, пролонгация без убытков и многое другое.

Закона, который бы на Федеральном уровне регулировал вопрос заключения добровольного страхования автомобилей, пока не существует, что дает страховым компаниям зеленый цвет в плане ценообразования и формирования пакетов. Однако есть другая законодательная база, которая так или иначе регулирует вопрос о КАСКО.

Загрузка ...